Анализ экспонатов выставки позволил выявить основные тенденции совершенствования конструкции тракторов. Так, технологической движущей силой совершенствования тракторных двигателей по-прежнему остается законодательство о вредных выбросах выхлопных газов [3]. Экологические нормы Stage V, ограничивающие вредные выбросы отработавших газов (ОГ) двигателей внедорожной мобильной техники, представлены в табл. 1 [4]. Эти нормы относятся к дизельным двигателям мощностью от 0 до 56 кВт и двигателям всех типов мощностью свыше 56 кВт.
Таблица 1
Нормы Stage V для двигателей внедорожной техники
а СН+ NOx.
b 0,6 для двигателей с ручным пуском, воздушным охлаждением и непосредственным впрыском.
с Коэффициент А=1,1 для газовых двигателей.
d Коэффициент А=6 для газовых двигателей.
С января 2019 г. дизельные двигатели новых тракторов мощностью более 130 кВт должны соответствовать ограничениям на выбросы выхлопных газов Stage V. С января 2020 г. это также относится к классу мощности 56-130 кВт. Что касается выбросов твердых частиц, то к более жестким предельным значениям веса (г/ кВтч) добавлен дополнительный предел количества (общее количество частиц/кВтч), что делает необходимым использование замкнутых систем фильтрации твердых частиц. Некоторые производители тракторов завершили переход существующих моделей на двигатели, соответствующие нормам Stage V, уже в 2019 г., тогда как другие совместили это с разработкой новых моделей.
Система впрыска топлива Common Rail, четырехклапанная конструкция, турбонаддув, охлаждение наддувочного воздуха, вентиляторы с вязкостной муфтой и электронное управление двигателем остаются основными направлениями приведения в соответствие с требованиями по мощности, расходу топлива и выбросам ОГ в конструкции двигателей. Внедряются технологии, снижающие вредные выбросы выхлопных газов, например, дизельный катализатор окисления (DOC), дизельный сажевый фильтр (DPF) и система избирательного каталитического восстановления (SCR), всегда устанавливаемые в двигателях сельскохозяйственных тракторов для соответствия требованиям Stage V. Наметилась тенденция снижения объема рециркуляции выхлопных газов (EGR) или полного ее устранения. Помимо компании «CNH», которая давно выступает за использование только системы SCR, компания «Fendt» также отказывается от EGR в серии мощных тракторов «Vario 900».
Системы очистки отработавших газов DOC, DPF и SCR все чаще конструктивно выполняются в виде компактных отдельных модулей и располагаются вне пространства двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Типичный пример этого - решение «всё в одном» от компании «Massey Ferguson» в тракторах серий 6700S и 7700S. Компания «CNH» использует новые системы SCRoF, в которых сажевый фильтр (DPF) имеет покрытие от SCR и частично восстанавливает оксид азота.
Ранее предлагались опытные экземпляры тракторов с газовыми двигателями, но ни один из них не вышел на рынок. Компания «New
Holland» представила на выставке трактор из серии Т6, работающий на газовом топливе, пригодный для серийного производства и соответствующий стандартам Stage V по выбросам выхлопных газов. Двигатель работает по принципу зажигания от искры. Планируется, что дополнительные баки для газа увеличат время работы. Они устанавливаются на специальной раме передней навески, передней балке балластного груза или задней навеске и могут соединяться с главными баками трактора быстроразъемными соединителями.
Бесступенчатые КПП с гидростатическим и механическим разделением потоков мощности применяются в сельском хозяйстве более 20 лет. Для электроприводов с повышенным энергопотреблением на тракторе, прицепе и агрегатируемых орудиях предусматривался дополнительный генератор. Компания «John Deere» осуществила новый подход, использовав электромеханическую трансмиссию eAutoPower на тракторах серии 8R с заменой насоса-гидромотора двумя электрическими машинами, которые, кроме того, дополнительно поставляют до 100 кВт электроэнергии внешним потребителям.
Полностью электрические концепции с аккумуляторными батареями все еще актуальны на небольших тракторах, например, «Rigitrac SKE 50 Electric» мощностью 50 кВт швейцарской компании «Sepp Kntisel» и «Fendt e100 Vario» компании «Fendt» такой же мощности.
Для обеспечения большой тяги и снижения давления на грунт на тракторах высокой мощности все чаще применяются гусеничные движители. Их в различных вариантах (традиционный гусеничный движитель, четыре гусеничных движителя вместо колес, два гусеничных движителя вместо задних колес) устанавливают на свои тракторы компании «Claas», «Case IH» и «John Deere».
В кабинах современных тракторов используется все меньше рычагов и больше дисплеев, позволяющих почти мгновенно вносить настройки в работу как самого трактора, так и прицепного оборудования. Все функции кабины с климат-контролем регулируются и могут управляться с помощью сенсорных дисплеев, изображение на которых остается четким даже при ярком солнечном свете. Комфорт при вождении обеспечивается благодаря комбинации подвески переднего моста, пневматической подвески кабины и сиденья оператора с активной подвеской.
Многофункциональные подлокотники объединяют все ключевые функции. Для дополнительного удобства оператора терминалы могут объединяться с джойстиком AUX, способным выполнять до 24 команд оператора. Справочные системы позволяют водителю в любое время получать информацию в приложении, открытом на экране управления, о функциях и настройках. В зависимости от оборудования могут быть интегрированы системы рулевого управления с GPS и специализированные датчики. Доступны дополнительные устройства для вывода изображений с камеры, обеспечивающие безопасную навигацию в любой рабочей ситуации.
Ежегодно представители 23 ведущих европейских журналов, специализирующихся на механизации сельского хозяйства, оценивают и выявляют лучший трактор года в различных номинациях. В
2019 г. победителями конкурса «Tractor of the Year 2020» («Трактор 2020 г.») стали тракторы «942 Vario» (номинация «Лучший трактор года»), 314 Vario Profi+ (номинация «Наиболее полезный трактор») компании «Fendt», T4.110N (номинация «Лучший специальный трактор») и T6.180 Methane Power (номинация «Экологичный трактор») компании «New Holland» (табл. 2) [5].
Таблица 2
Техническая характеристика тракторов
Трактор «942 Vario» - универсальный, входит в новую серию «900 Vario», состоящую из пяти моделей номинальной мощностью от 217 до 305 кВт, и является самым мощным из них (рис. 1) [6].
Серия предлагается в вариантах Power, PowerPlus, Profi и ProfiPlus. которые отличаются стандартным оснащением и доступными опциями. Разработан для выполнения тяжелых тяговых работ, работ с использованием вала отбора мощности и транспортных работ на скорости до 60 км/ч. В его конструкции в основном использованы те же технические решения, что и в более мощном тракторе «1050 Vario» серии «1000 Vario», который был победителем в той же номинации в 2015 г.
Оснащен шестицилиндровым двигателем MAN с турбокомпрессором с изменяемой геометрией (VTG), системой электронного впрыска топлива Common Rail с рабочим давлением 2500 бар. По содержанию токсичных веществ в выхлопных газах двигатель отвечает требованиям нормативов Stage 5/Tier 4 Final. Очистка выхлопных газов осуществляется методом нейтрализации с помощью дизельного катализатора окисления, сажевого фильтра и технологии снижения выбросов оксидов азота SCR (Selective Catalytic Reduction). Номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя 1700 мин-1, постоянный крутящий момент - в диапазоне от 1150 до 1350 мин-1. В тракторе использована концепция низкой частоты вращения двигателя, которая призвана максимизировать экономию топлива. Он может развивать скорость 40 км/ч всего при 950 мин-1 (50 км/ч - при 1200 мин-1, 60 км/ч - при 1450 мин-1). Вентилятор системы охлаждения реверсивный, путем изменения направления воздушного потока на противоположное можно очистить решетку радиатора от пыли. Интервал замены масла в двигателе - 1000 ч.
Комбинация двигателя и коробки Vario TA 300 образует систему трансмиссии VarioDrive (рис. 2).
VarioDrive - бесступенчатая трансмиссия с системой разветвления мощности нового поколения. С начала выпуска первых тракторов «Fendt Vario» в 1995 г. и до производства тракторов серии 1000 (2015 г.) конструкция трансмиссии Vario практически не менялась: два механически переключаемых диапазона хода, два гидромотора на одном валу и так называемый суммирующий вал, на котором силовые потоки от механики и гидравлики объединяются и направляются на передний и задний мосты.
В новой трансмиссии VarioDrive при оставшемся общем принципе работы (двухпоточная гидрообъемная передача) конструкция подверглась изменениям. Гидромоторы здесь установлены раздельно, однако питаются от одного гидронасоса. Один гидромотор отвечает за переднюю ось, второй - за заднюю. Это дало возможность использовать всего один диапазон хода. Гидромоторы расположены отдельно, поэтому в трансмиссии установлен не один, а два суммирующих вала. В задней части гидронасоса находится Т-образный тройник, который разделяет гидравлическую жидкость на два потока к каждому из гидромоторов. Причем он работает еще и как гидростатический межосевой дифференциал, так как поток гидравлической жидкости делится между гидромоторами в зависимости от фактической нагрузки. Например, во время движения на поворотной полосе на скорости до 25 км/ч при активном полном приводе и чисто механической передаче силового потока возникает дисбаланс в его распределении: колесам переднего моста необходимо преодолеть при повороте больший путь, чем колесам заднего. Этот дисбаланс и устраняет VarioDrive. Кроме того, поскольку привод на передний мост является активным и не имеет фиксированного передаточного числа, появилась возможность на повороте передать ему больший силовой поток. Благодаря этому при прохождении поворота активный передний привод «вытягивает» трактор в сторону поворота, это называется эффектом «затягивания в поворот», или «pull-in-turn». Такая трансмиссия также избавляет трактор от рывков при выполнении поворотов и от пробуксовки колес.
Функцию межосевой блокировки выполняет «интеллектуальная» многодисковая муфта, которая соединена с передним и задним мостами. Она срабатывает автоматически. Степень блокировки зависит от условий работы. При высокой разности частот вращения колес переднего и заднего мостов и высоком уровне давления в гидросистеме трансмиссии (например, во время проведения почвообработки или в начале движения) происходит полная межосевая блокировка. За управление работой многодисковой муфты отвечает специализированный программный модуль на основе данных, полученных от различных датчиков (частоты вращения, давления в системе, угла поворота колес). С увеличением скорости угол отклонения диска в гидромоторе переднего моста уменьшается, и все большая часть потока мощности передается на задний мост. При достижении скорости 25 км/ч угол отклонения диска гидромотора переднего моста становится равным нулю (т.е. поток мощности не передается), а гидромотор заднего моста работает с максимальным отклонением диска, равным 45° (передача всего потока мощности). Как только отключается гидромотор переднего моста, механический привод между ним и мостом размыкается сцеплением. Делается это для снижения потерь и уменьшения износа шин передних колес трактора. Как и на других тракторах фирмы «Fendt», здесь функционирует система регулировки максимальной нагрузки в автоматическом и ручном режимах, обеспечивающая оптимальный уровень частоты вращения коленчатого вала двигателя в зависимости от потребности в мощности. Плановая замена масла в трансмиссии - через каждые 2000 ч работы.
Система Fendt VarioGrip позволяет контролировать и регулировать давление воздуха в шинах из кабины прямо на ходу. Встроенная двухконтурная система доступна для фланцевых мостов, мостов с гладкими полуосями, а также для сдвоенных шин Row Crop исполнения. В системе используется компрессор с водяным охлаждением объемом 720 см3. Контроль давления в шинах и управление системой осуществляются с помощью дисплея Varioterminal.
Помимо давления, решающими факторами, определяющими эффективность передачи мощности на грунт, являются правильная балластировка и рабочая скорость. Интеллектуальная система помощи оператору Grip Assistant в зависимости от условий эксплуатации и используемых орудий рекомендует необходимое давление в шинах, оптимальный вес балластных грузов или оптимальную скорость движения для достижения необходимых тяговых характеристик при минимальном потреблении топлива.
Передний мост с самовыравнивающейся подвеской колес обеспечивает их постоянный контакт с почвой, большее на 6% тяговое усилие и устраняет «гарцевание». На скорости более 20 км подвеска автоматически блокируется.
Для балластировки трактора предлагаются четыре вида балластных грузов (от 870 до 2500 кг) для навешивания впереди или сзади трактора, а также четыре груза (от 300 до 1250 кг), устанавливаемых на задние колеса.
Гидравлическая система трактора - двухконтурная, может иметь до восьми гидравлических выходов, шесть - в задней части, два - в передней.
Оснащение для работы с заднеагрегатируемыми орудиями включает в себя заднюю навеску, ВОМ, гидравлические боковые стабилизаторы, гидравлические выходы, тяговый брус, ISOBUS, Power- Beyond (комплект прямой передачи гидравлической мощности) и др. В передней части можно установить переднюю навеску, ВОМ, до двух передних клапанов и вывод ISOBUS.
По заказу может быть установлен реверсивный пост управления. Пневматическая поворотная система позволяет быстро развернуть всю платформу оператора. Гидравлические боковые стабилизаторы значительно упрощают навеску агрегатов.
Безопасность движения трактора на дороге и в поле обеспечивают вспомогательные системы, такие как Fendt Stability Control (FSC), автоматический стояночный тормоз и система выравнивания. FSC уменьшает боковой наклон при скорости передвижения более 20 км/ч и активно гасит раскачивания на поворотах (рис. 3).
Электропневматический стояночный тормоз включается автоматически при выходе водителя из кабины или выключении двигателя и отключается при трогании с места. Система выравнивания снижает риск раскачивания прицепа при движении на высоких скоростях с незаблокированным мостом.
Трактор оборудован просторной кабиной Life Cab на трехточечной пневматической подвеске с кондиционером, автоматическим климат-контролем и электрорегулируемыми зеркалами заднего вида (рис. 4).
Фронтальная камера на капоте предоставляет оператору обзор передней навески с выводом изображения на дисплей Varioterminal, позволяет упростить навешивание и снятие переднего балласта и агрегатов, исключить несчастные случаи, если кто-то окажется впереди трактора. Дисплей комплектуется мультимедийной и коммуникационной платформой, встроенной системой громкой связи, радиоприемником, совместимым с внешними носителями, а также звуковой системой.
Благодаря системе управления на разворотных полосах VariotronicTI (опция) водитель может путем нажатия кнопки задействовать любую из сохраненных ранее 25 последовательностей действий при развороте. В сочетании с системой VarioGuide система управления VariotronicTI автоматически определяет положение агрегата и автоматически начинает воспроизведение ранее сохраненных действий на концах гона.
«Fendt 942 Vario» проходил испытания по программе PowerMix Test 2.0 на испытательном стенде Немецкого сельскохозяйственного общества (DLG). Выявлено, что при расходе 237 г/кВт ч (+32 г/кВтч жидкости AdBlue) он потребляет на 5 г/кВтч меньше дизельного топлива по сравнению с его предшественником «Fendt 939 Vario». Наряду с экономией расходов на топливо сокращаются также и выбросы СО2, что является важным аспектом для сохранности окружающей среды.
Трактор «Fendt 314 Vario Profi+» входит в серию 300 Vario, состоящую из четырех моделей номинальной мощностью от 74 до 97 кВт и является самым мощным из них (рис. 5) [7]. По сравнению с предыдущей новая серия содержит 24 нововведения и предлагается в трех вариантах оснащения: Power**, Profi и Profi+. Тракторы этой серии имеют большой дорожный просвет (до 500 мм), что позволяет использовать их на специальных культурах.
В варианте оснащения Profi+ трактор дополнительно комплектуется базовыми пакетами управления полосой движения, ISOBUS, сенсорным 12-дюймовым терминалом и рулевым управлением FendtActive. Среди его основных достоинств - новая инновационная система Dynamic Performance, которая обеспечивает дополнительную мощность, и концепция рабочего места и системы управления FendtOne с тремя функциональными дисплеями.
Мощность двигателя, как правило, распределяется между ВОМ, гидравликой, вентиляторами, системой кондиционирования воздуха и др. Система динамического распределения мощности Dynamic Performance автоматически определяет рабочие потребности оборудования и позволяет дополнительно привлечь до 7,4 кВт тем потребителям, которым нобходимо больше энергии. Управление перераспределением происходит в зависимости от условий эксплуатации и независимо от скорости движения. Система разработана специально для работ с использованием ВОМ на стационаре, но может применяться во время транспортных и полевых работ. Трактор оснащен четырехцилиндровым двигателем AGCO Power, отвечающим по содержанию токсичных веществ в выхлопных газах требованиям нормативов Stage 5/Tier 4 Final. Очистка газов осуществляется катализатором окисления (DOC), сажевым фильтром (DPF) и селективным каталитическим нейтрализатором (SCR). Новый вентилятор Visctronic с электронным управлением адаптируется к реальным потребностям в охлаждении и позволяет экономить до 1,4% топлива.
Система FendtOne - сквозная платформа с одним интерфейсом и на терминалах трактора, и на экране компьютера в офисе, и на планшете или смартфоне (рис. 6).
Включает в себя четыре модуля: руководство, агрономия, телеметрия и управление машинами. Позволяет синхронизировать офис с трактором и парком машин с точки зрения обмена данными и планирования задач. Заказы или полевые данные планируются или обрабатываются на платформе FendtONE, а затем передаются на терминал трактора по мобильной сети. В настоящее время работают приложения для интеллектуального земледелия (функции отслеживания Fendt Guide Sync и управления задачами Fendt Task Manager). Систему отличают высокая функциональность, возможность индивидуальной настройки, эргономичность и простота управления: все органы управления сосредоточены в одном месте и нет необходимости перемещаться между приборной панелью, подлокотником и потолком кабины; горизонтальная структура меню дисплея позволяет легко найти нужные функции; различные группы функций имеют цветовую кодировку, например, оранжевый цвет обозначает функции передачи мощности (трансмиссия, мосты и др.), голубой - функции гидросистемы и навески и др.
Наряду с 10-дюймовым дисплеем, который, по сути, является приборной панелью, есть еще 12-дюймовый, расположенный на подлокотнике управления, а также дисплей под потолком. Так как все три дисплея управляются с помощью одного и того же процессора, то ими можно пользоваться поочередно; 12-дюймовый сенсорный дисплей отображает 6 свободно программируемых зон, а «перелистывать» можно до 15 свободно программируемых вкладок. Дисплеем, выполняющим роль приборной панели, можно управлять только с помощью нажимного вращающегося переключателя, расположенного на подлокотнике управления. Дисплей, расположенный под крышей, для уменьшения поля отображения можно наполовину задвинуть, при этом верхняя половина дисплея (та, что задвинута) автоматически дезактивируется. С целью обмена данными система FendtONE свободно конфигурируется с платформой Agrirouter (платформа для обмена данными между машинами и программным обеспечением разных производителей). Таким образом, фермер получает определенную свободу выбора операционных систем и машин, поскольку имеются открытые интерфейсы для обеспечения обмена данными между различными системами, а также фермером и подрядным предприятием.
Новшеством системы является также переработанный многофункциональный джойстик на рабочем подлокотнике с дополнительными функциями и пятью свободно программируемыми кнопками. Заводские «ключи» можно перепрограммировать через терминал. Все функции принадлежат к разным функциональным группам, которым присвоены определенные цвета. Цветовая концепция упрощает работу и любое перепрограммирование распознается немедленно. Вместо обычного поперечного рычага по заказу изготавливается новый «джойстик 3L», который имеет до трех уровней управления и 27 функций и позволяет управлять фронтальными погрузчиками. Кроме того, с его помощью можно управлять устройством ISOBUS или функциями трактора.
В качестве дополнительной опции предлагается информационноразвлекательный пакет, включающий в себя систему громкой связи с восемью микрофонами и звуковую систему 4.1, включая сабвуфер. Музыка может воспроизводиться через радио (аналоговое и цифровое), Bluetooth, USB или AUX. На тракторе установлены передний мост с механической или пневматической подвеской (опционально) и бесступенчатая коробка передач ML 75, обеспечивающая скорость движения вперед в диапазоне 0,02-40 км/ч, назад - 0,02-25 км/ч.
Специализированный трактор T4.110N компании «New Holland» получил награду за подвеску переднего моста Terraglide в сочетании с шинами Trelleborg PneuTrac (рис. 7).
Он входит в серию T4 V/N/F, состоящую из четырех моделей мощностью от 55 до 79 кВт, и является самым мощным из них [8]. Эти тракторы предназначены для выполнения работ в садоводстве и виноградарстве и отличаются минимальной габаритной шириной: 1061 мм (при маркировке буквой V), 1229 мм (N) и 1380 (F).
Подвеска переднего моста Terraglide (рис. 8) - маятниковая, предлагается в варианте с тормозами или без них.
Она защищает трактор, установленные на него сельскохозяйственные орудия и оператора от тяжелых ударных нагрузок во время транспортировки грузов и работы в поле, а также обеспечивает меньший угол поворота.
Благодаря функции Anti-Dive/Squit обеспечивается стабилизация трактора, особенно при использовании тяжелого навесного оборудования на передней навеске, предотвращается расшатывание трактора в горизонтальной плоскости при торможении и ускорении. Управление креном моста дополнительно повышает устойчивость трактора, предотвращая чрезмерные колебания в вертикальной плоскости и риск переворачивания при работе на склоне. В сочетании с подвеской кабины Comfort Ride™ повышается комфортность рабочего места водителя. Водитель может контролировать высоту подвески и регулировать дорожный просвет в соответствии с обстановкой и высотой орудия на передней навеске, а с учетом условий работы и предпочтений - выбрать один из четырех режимов движения: заблокированный, мягкий, средний и жесткий.
Шины Trelleborg PneuTrac (рис. 9) - гибридное решение, сочетающее в себе преимущества радиальных сельскохозяйственных шин с точки зрения эффективности, комфорта и маневренности с преимуществами большой площади контакта и хорошего сцепления.
При движении обеспечиваются максимальная безопасность, хорошая управляемость, комфортность вождения, оптимальная топливная экономичность и повышенная на 12-24% сила сцепления.
Трактор оснащен четырехцилиндровым двигателем FPT Industrial F5C объемом 3,4 л, который по содержанию токсичных веществ в выхлопных газах соответствует требованиям нормативов Tier 4A. В конструкцию входят внешняя система рециркуляции выхлопных газов (EGR) и катализатор окисления дизельного топлива (DOC), отсутствует сажевый фильтр (DPF). Межсервисные интервалы составляют 600 ч рабочего времени.
В трансмиссии стандартно используется коробка передач Shuttle- Command, по требованию предусмотрены пять других вариантов. Кабина Blue Cab 4 соответствует требованиям к фильтрации и избыточному давлению, уровень шума в салоне составляет 78 дБ (А).
На тракторе «T6.180 Methane Power» (рис. 10) компании «New Holland» установлен шестицилиндровый двигатель NEF рабочим объемом 6,7 л, работающий на газовом топливе (биометан, комприрированный и сжиженный природный газ) и соответствующий стандартам Stage V ЕС по выбросам выхлопных газов [9]. Двигатель разработан компанией «FPT Industrial». имеющей 20-летний опыт создания таких двигателей.
По данным специалистов компании, использование газового топлива снижает выбросы твердых частиц до 99%, выбросы CO2 до 10%, общие выбросы - до 80%. При тех же значениях мощности и крутящего момента, что и у соответствующего дизельного двигателя, эксплуатационные расходы снижаются на 30%. По сравнению с дизельной версией обеспечивается более низкий уровень шума и вибрации. Трактор можно заправлять от газовой сети или с собственной АЗС фермы. Газовые баллоны расположены в том же месте, что и топливные баки. В качестве опции предлагаются передний и задний баллоны под названием «Range Extender», которые устанавливаются на переднюю навеску, переднюю балку груза или заднюю навеску. Наличие газовых соединительных элементов спереди и сзади также позволяет использовать дополнительные запасы топлива. На тракторе используется трансмиссия Electro Command с частичным переключением передач под нагрузкой с 16 передачами переднего и 16 - заднего хода, обеспечивающая максимальную скорость 40 км/ч (по заказу возможны другие версии) (см. табл. 2).
Первым конкурентом в номинации «Экологичный трактор» был электрический трактор «Fendt e100 Vario» (рис. 11) [10], оснащенный электродвигателем мощностью 50 кВт и литиево-ионной аккумуляторной батареей емкостью 100 кВтч, обеспечивающей до 6 ч практического использования. Заряжать батарею можно как от разъема IEC 62196 Type 2 (Mennekes), так и от обычной розетки.
В первом случае займет восполнение заряда АКБ на 80% 40 мин.
Рис. 11. Трактор «Fendt e100 Vario»
Коробка передач «Fendt e100 Vario» - бесступенчатая. Имеется система кондиционирования воздуха, задавать температуру в салоне можно со смартфона. Мобильное устройство может использоваться и для удаленного мониторинга состояния аккумуляторной батареи. Переход на электротягу не сказался на универсальности: вал отбора мощности позволяет использовать стандартное навесное оборудование, предусмотрена возможность подключения электрооборудования агрегатируемых машин с электроприводом.
Вторым конкурентом в номинации «Экологичный трактор» был трактор «Rigitrac SKE 50 Electric» швейцарской компании «Sepp Knusel» (рис. 12) [11].
Он оснащен пятью электромоторами, четыре - мощностью по 33 кВт установлены на колесах, пятый - питает гидравлику. Также в состав электрической силовой установки входят 85-киловатт- ный генератор и блок батарей суммарной емкостью 80 кВтч. По данным производителя, без подзарядки трактор может работать от 3 до 6 ч. В процессе работы заряд аккумуляторов можно восполнить от солнечных батарей, расположенных на крыше трактора. Кроме того, на тракторе используется система рекуперативного торможения, которая позволяет подзаряжать аккумуляторную батарею во время работы. Трактор оснащен телематической системой, передающей информацию об эффективности использования техники, ее простоях и заряде батареи на сервер компании «Sepp Knusel». Масса трактора 2800 кг, максимальная скорость движения - 40 км/ч.
Компания «Case 1Н» представила на выставке новую серию тракторов «Vestrum CVXDrive», состоящую из четырех моделей (рис. 13) [12].
Они оснащены четырехцилиндровымидвигателями FPT Industrial рабочим объемом 4,5 л с системой впрыска топлива Common Rail, турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха и системой нейтрализации выхлопных газов HI-eSCR2, не требующей технического обслуживания и обеспечивающей соответствие требованиям стандарта ЕС по выбросам загрязняющих веществ Stage V. Система HI-eSCR2, включающая в себя катализатор окисления и инжектор жидкости (AdBlue), расположена под капотом трактора. Максимальная мощность (81-103 кВт) обеспечивается при частоте вращения коленчатого вала от 1700 до 1900 мин-1, максимальный крутящий момент - при 1300 мин-1. Интервал обслуживания двигателя составляет 600 ч рабочего времени.
Трансмиссия CVXDrive на тракторах - бесступенчатая с двумя механическими диапазонами движения, изменение которых происходит плавно, без разрыва тягового усилия благодаря технологии двойного сцепления (рис.14).
Обеспечивает бесступенчатое движение со скоростью от 0 до 40 км/ч, максимальное значение которой при использовании настройки «Эко» может достигаться при пониженной частоте вращения двигателя 1700 мин-1, что минимизирует расход топлива.
Система автоматического управления производительностью (APM) изменяет частоту вращения двигателя и передаточное число трансмиссии в зависимости от нагрузки, например, автоматически снижает частоту вращения двигателя при переходе с тяжелого грунта на легкий или уменьшении нагрузки на навесное оборудование. Автоматический стояночный тормоз Active Hold позволяет остановить трактор на склоне или перекрестке без использования сцепления и рабочего тормоза. Тракторы оснащены кабиной с подлокотником Multicontrolle, аналогичной на тракторах серии Maxxum. С помощью системы управления поворотной полосой HMC II можно автоматизировать выполнение повторяющихся поворотов. Гидросистема включает в себя чувствительный к нагрузке гидронасос производительностью 110 л/мин. Задний ВОМ в стандартной комплектации обеспечивает три частоты вращения: 540, 540E и 1000 мин-1, передний ВОМ предлагается в качестве опции.
Новая серия тракторов «Magnum AFS Connect» включает в себя пять моделей мощностью от 206 до 291 кВт [13], оснащенных шестицилиндровыми двигателями FPT Industrial Cursor 9 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, и соответствует стандарту EU Stage V по выбросам загрязняющих веществ. Как и в серии Vestrum CVXDrive на тракторах используется система Hi-eSCR2, повышающая эффективность двигателя и позволяющая отказаться от рециркуляции охлаждаемых выхлопных газов. Благодаря системе Powerboost на работах с использованием ВОМ и при кратковременном преодолении нагрузки мощность может быть повышена на 25,7 кВт. Плановая замена масла в двигателе - через 600 ч работы. Тракторы поставляются с одной из двух трансмиссий: бесступенчатой CVXDrive или PowerDrive. Последняя имеет переключаемые под нагрузкой 21 передачу вперед и 5 - назад. Система автоматического управления производительностью APM (Automatic Power Management) обеспечивает эффективность расхода топлива за счет автоматического согласования частоты вращения коленчатого вала двигателя и выбора необходимой скорости.
Кроме нововведений, касающихся кабины и конструкции капота, акцент в новой концепции был сделан на коммуникации и обменеданными, что отражено в дополнительном обозначении моделей «AFS Connect». Телематическая система AFS Connect обеспечивает двустороннюю связь между новым дисплеем AFS Pro 1200 в кабине трактора и интернет-порталом Case IH AFS Connect (mycaseih.com). Это позволяет координировать данные, полученные от трактора (его состояние, местоположение, виды работ, нагрузка и др.), с работой всего хозяйства в режиме реального времени. Владелец (либо ответственный менеджер) посредством своего компьютера или смартфона может в режиме online отслеживать работы, выполняемые трактором, его состояние, получать агрономические данные и оперативно принимать решения, направленные на повышение эффективности работ. Модели «Magnum» 340, -380, -400 предлагаются как в колесном, так и полугусеничном вариантах Rowtrac (рис. 15).
Из новинок, которые компания «Claas» представила на выставке, были тракторы серий «Arion 510-660», «Axion 800-870», «Xerion 4200-5000» и гусеничные модели «Axion 930 Terra Trac» и «Axion 960 Terra Trac». Все они оснащены двигателями, отвечающими по содержанию вредных веществ в выхлопных газах требованиям Stage V. Для этого на новых двигателях DPSPowertech тракторов серии «Arion 510-660» (рис. 16) используются охлаждаемая рециркуляция выхлопных газов (EGR), сажевые фильтры (DPF) и каталитическая нейтрализация (SCR). Особенностью двигателей тракторов «Arion 510, -530, -550» является использование комбинации турбокомпрессора меньшего размера с быстрым откликом и турбокомпрессора с перепускным клапаном. Их максимальная мощность составляет соответственно 92, 107 и 121 кВт.
Трактор «Arion 660» может развивать максимальную мощность до 151 кВт благодаря интеллектуальной электронной системе управления Claas Power Management (CPM) [14]. При эксплуатации трактора в условиях повышенной нагрузки (увеличение необходимых тягового усилия, мощности ВОМ или отбора гидравлической мощности) она усиливает крутящий момент путем электронного управления двигателем, обеспечивая дополнительную мощность. На тракторах «Arion 510-660» устанавливается бесступенчатая двухдиапазонная коробка передач Cmatic или переключаемая под нагрузкой - Hexashift.
На тракторах, оснащенных коробкой передач Hexashift, в качестве опции может быть установлен ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивающий экономию топлива. Водитель заранее выставляет ее максимальное значение, при нажатии на педаль газа и выборе любой передачи это значение не превышается.
Расширен выбор опций для кабины: могут быть установлены сиденье Grammer Dual Motion, кожаный руль, тонированное заднее стекло, новый люк в крыше, светодиодные рабочие фары и универсальный терминал ISOBUS UT к стандартному операторскому терминалу Cebis для более удобного управления трактором. Стартовый экран терминала содержит следующую информацию: о текущих настройках, сервисную и подробную - об агрегате. Для задания параметров настройки доступны три профиля использования: «Начинающий», «Нормальный» и «Эксперт». Скорость ВОМ можно выбрать нажатием кнопки, а включить - другим переключателем в подлокотнике. Восемь гидравлических муфт в задней части можно соединять и разъединять под давлением. Безошибочное соединение облегчает цветная маркировка входа и выхода. Тракторы могут оснащаться передними навесными системами грузоподъёмностью 3 или 4 т.
Тракторы серии «Axion 800-870» оснащены шестицилиндровым двигателем FPT (Fiat Powertrain Technologies) NEF-6 с турбонаддувом (турбокомпрессор с изменяемой геометрией), системой охлаждения наддувочного воздуха, четырьмя клапанами на каждый цилиндр в системе газораспределения, системой впрыска Common Rail с электронным управлением и системой каталитической нейтрализации выхлопных газов SCR [15]. Катализатор SCR на фильтре (SCRoF) интегрирован в выхлопную систему и находится с правой стороны трактора, а каталитический нейтрализатор окисления дизельного топлива (DOC) расположен под капотом непосредственно за турбокомпрессором, так как для оптимальной реакции требуется высокая температура выхлопных газов.
Две частоты вращения холостого хода (650 и 800 мин-1) с автоматической регулировкой снижают расход топлива при остановке трактора. Как и на предыдущей серии, на тракторах устанавливается бесступенчатая коробка передач Cmatic или переключаемая под нагрузкой - Hexashift (рис. 17). В трансмиссии с разделением мощности Cmatic четыре диапазона переключаются с помощью многодисковых муфт. Коробка передач Hexashift выбирает соответствующую передачу автоматически в зависимости от скорости и нагрузки. Тракторы с коробкой передач Hexashif можно заказать с ограничителем скорости, а все модели по запросу могут оснащаться терминалом управления Cebis с ISOBUS UT, новым сиденьем Grammer Dual Motion, кожаным рулевым колесом, тонированным задним стеклом, люком на крыше и светодиодными рабочими фарами.
В гидросистеме используется насос производительностью 205 л/мин. Частота вращения заднего ВОМ - 540 и 1000 мин-1, передний мост - с подвеской Proactiv.
Тракторы серий «Arion» и «Axion» с бесступенчатой трансмиссией Cmatic оснащаются системой помощи механизатору - Cemos, ранее используемой только на комбайнах. Это интерактивная самообучающаяся система для оптимизации рабочих настроек трактора и агрегатируемых машин, представляет собой базу сведений о работе трактора и предлагает механизатору оптимальный набор настроек. Рекомендации учитывают различные факторы, включая широкий перечень параметров машин, условия работы, а также пожелания механизатора.
Модели «Axion 930 Terra Trac» и «Axion 960 Terra Trac» входят в серию тракторов «Axion 920-960», состоящую из пяти моделей, и являются модификациями колесных тракторов «Axion 930» и «Axion 960» с гусеничным движителем на задней оси (рис. 18) [16]. На них устанавливается один из четырех вариантов гусеничной ленты: шириной 457, 635, 735 или 890 мм. В любом из вариантов габаритная ширина трактора не превышает 3 м. Интеллектуальное управление приводом гусениц позволяет выполнять крутые повороты.
Оснащены шестицилиндровыми двигателями FPT Cursor 9 рабочим объемом 8,7 л с турбонаддувом (турбокомпрессор с перепускной заслонкой), системой охлаждения наддувочного воздуха, четырьмя клапанами на каждый цилиндр в системе газораспределения, системой впрыска Common Rail с электронным управлением и системой каталитической нейтрализации выхлопных газов SCR. По уровню загрязнённости выхлопных газов соответствует стандартам Stage IIIB (Tier 4i). Электронная система управления вентилятором Visctronic позволяет согласовать частоту вращения вентилятора с нагрузкой и температурой двигателя.
На тракторах используется бесступенчатая коробка передач Cmatic с четырьмя диапазонами, которые переключаются посредством мокрых пластинчатых муфт. Ручное переключение между группами не требуется.
В серии системных тракторов «Xerion» новая модель «Xerion 4200» заменила «Xerion 4000» (мощность увеличена на 20 кВт) [17]. Модели «Xerion 4200, -4500 и -5000» оснащены усовершенствованными шестицилиндровыми двигателями Mercedes-Benz с катализатором окисления DOC, сажевым фильтром DPF и технологией SCR, которые соответствуют стандарту выбросов Stage V. Радиатор можно очистить во время движения, повернув крыльчатку вентилятора в обратном направлении нажатием кнопки в кабине. Интервал технического обслуживания двигателей увеличен до 1000 ч, а уровень масла контролируется датчиками и отображается на терминале Cebis. Коробка передач Cmatic - бесступенчатая, реверсивная, управляется с помощью педали акселератора или многофункциональной ручки. Благодаря двум управляемым осям в зависимости от выполняемых работ и условий их выполнения на тракторах можно реализовать пять различных способов движения.
Компанией «Claas» эти тракторы предлагаются в четырех вариантах: «Xerion Trac» - колесный, с фиксированной кабиной; «Xerion Trac VC» - колесный, с поворотной кабиной; «Xerion Saddle Trac» - колесный, с местом для установки технологических емкостей (только модель 4200); «Xerion TRAC TS» - на гусеничном ходу (только модели 4500 и 5000) (рис. 19). Несмотря на то, что ширина ленты на гусеничных тракторах составляет 762 мм, ширина трактора не превышает 3 м. По данным специалистов компании, использование гусеничного хода вместо колесного увеличивает площадь контакта с почвой на 25%. Гусеничное шасси позволяет двигаться по дороге со скоростью до 30 км/ч. Маятниковая подвеска гусениц обеспечивает копирование рельефа, а подрессоренная кабина - комфортное вождение.
Компания «John Deere» представила на выставке пять новых моделей тракторов в исполнении 8R (колесные), 8RT (гусеничные) и 8RX (с четырьмя гусеничными движителями вместо колес) мощностью от 206 до 302 кВт (рис. 20) [18].
Последние цифры в обозначении моделей (например, 8R 280) показывают мощность двигателя в лошадиных силах. Оснащены двигателями John Deere PowerTech PSS рабочим объемом 9 л, которые соответствуют стандарту выбросов выхлопных газов Stage V благодаря использованию DOC, DPF и SCR. Новинками являются вентилятор с вязкостной муфтой и перенос вспомогательных агрегатов двигателя вперед, что ведет к меньшему тепловому воздействию на него, снижению затрат на ремонт и техническое обслуживание. Интеллектуальная система управления мощностью (IPM) обеспечивает ее увеличение при работе с ВОМ и на других энергоемких работах - до 26 кВт.
В зависимости от модели на них могут быть установлены три различные коробки передач: PowerShift 16/5, e23 PowеrShift или бесступенчатая AutoPowеr. Коробка передач PowеrShift 16/5, имеющая 16 передач переднего и 5 - заднего хода, доступна только для моделей 8R 280, 8R 310 и 8R 340. Трансмиссия e23 PowerShift доступна для всех моделей, включает в себя систему Efficiency Manager (позволяет предварительно выбирать рабочую скорость с автоматически оптимизированной частотой вращения двигателя) и имеет 23 передние и 12 задних передач, а также 10 передач с переключением под нагрузкой в основном рабочем диапазоне (от 5 до 16 км/ч). Трансмиссию AutoPowr можно заказать для всех моделей, кроме 8R/RT/RX 410.
По данным компании, тракторы мод. 8RX обеспечивают самое низкое уплотнение почвы в серии, площадь их контакта составляет более 4,5 м2 благодаря четырем гусеничным лентам шириной от 41 до 76 см.
По сравнению с прежними моделями в мод. 8RX усилены задние тормоза, улучшена подвеска сиденья ActiveSeat II. Исходя из концепции долгого рабочего дня, подверглась изменениям кабина тракторов: расширен вход, дверные ручки опущены ниже. По заказу в салоне устанавливаются сиденье с перфорированной кожаной обивкой, подогревом, активная вентиляция, функция двухзонного массажа и многочисленные элементы сиденья с электрической и пневматической регулировкой. Пространство для хранения встроенного холодильника увеличено вдвое (до 11 л), появилась аудиосистема 6.1 с сабвуфером и радио с сенсорным экраном. Дополнительно оптимизирована система навигации AutoTrac.
Телематическая система JDLink, устанавливаемая на тракторы, позволяет дистанционно отслеживать, управлять и оптимизировать работу парка машин.
Новшеством является новая система AutoSetup (будет доступна во второй половине 2020 г.), позволяющая владельцам агропредприятий и их подрядчикам управлять данными всех тракторов и дополнительного оборудования, а также хранить эту информацию в облачном хранилище данных. Благодаря новому решению оператор может активировать все необходимые настройки одним нажатием, при этом задействуются предварительно сохраненные полные профили машины. Когда трактор выходит в поле, заранее запланированная работа автоматически появляется на дисплее в кабине: оператору остается только подтвердить ряд деталей. Все данные хранятся в облачной системе, кроме того, информация доступна на веб-портале Центра управления John Deere и может использоваться для всего парка техники. Благодаря открытой архитектуре и облачной базе данных к системе AutoSetup можно подключить любое дополнительное оборудование, поддерживающее ISOBUS. Доступ к Центру управления John Deere предоставляется бесплатно.
На новых тракторах серии 7R (рис. 21) устанавливаются шестицилиндровые двигатели John Deere PowerTech PSS рабочим объемом 6,8 л (мод. 7R 250 и 7R 270) или 9,0 л (мод. 7R 290, 7R 310, 7R 330), которые соответствуют стандарту токсичности выхлопных газов Stage V благодаря их доочистке с использованием технологий DOC, DPF и Adblue SCR [19]. Как и тракторы предыдущей серии, они имеют интеллектуальную систему управления мощностью двигателя IPM, комфортабельную кабину и могут оснащаться системами AutoTrac, JDLink и AutoSetup. При приобретении тракторов в трансмиссии можно выбрать бесступенчатую коробку передач AutoPowr или коробку передач с переключением под нагрузкой e23.
За совместную разработку с компанией «JOSKIN S.A» электромеханической трансмиссии eAutoPower (рис. 22) для тракторов мод. 8370R и 8410R компания «John Deere» получила золотую медаль конкурса выставки (см. раздел 3).
В новой трансмиссии гидростатические компоненты заменены электромеханическими. Вместо гидравлического бесступенчатого звена (насос - гидромотор) применяются две электрические машины, которые обеспечивают не только передвижение трактора, но и дополнительно питают внешних потребителей. Это первая электромеханическая трансмиссия с разветвлением потока мощности для тракторов.
Компания «Lindner» представила на выставке «Agritechnica 2019» новый трактор «Lintrac 130» с двигателем, соответствующим по содержанию вредных веществ в выхлопных газах стандарту Stage V (рис. 23) [20]. Новая модель дополняет серию тракторов «Lindner» с бесступенчатой трансмиссией, которая ранее состояла из моделей «Lintrac 90» и «Lintrac 110», а в среднесрочной перспективе заменит «Geotrac» 124 и 134 серии «Geotrac 4» с коробкой передач с частичным переключением под нагрузкой.
Двигатель Perkins Synchro 904J-E36TA на тракторе четырехцилиндровый, рабочим объемом 3,6 л и использованием технологий AdBlue SCR, DOC и DPF. Максимальная скорость движения 40 км/ч достигается при пониженной частоте вращения двигателя - 1790 мин-1. В качестве опции трактор поставляется в варианте с максимальной скоростью движения 50 км/ч, при этом подрессоренный передний мост входит в стандартную комплектацию. Особенностью трансмиссии является активная система контроля состояния покоя, которая включает электрогидравлическую блокировку стояночного тормоза для безопасной остановки и движения по склонам. Частота вращения заднего ВОМ 540, 750, 1000 и 1400 мин-1, грузоподъемность задней навесной системы - 4900 кг. Имеет отдельные емкости для масла рабочей гидравлики, рулевого управления и трансмиссии.
Кабина с уровнем шума менее 70 дБ оборудована комфортным сиденьем, большим открытым мансардным окном для оптимального обзора при использовании фронтального погрузчика. Практичное нововведение - центральный ключ, который запирает бак, дверь и замок зажигания. Добавлена система TracLink Smart, позволяющая оборудовать каждое навесное орудие меткой TracLink Smart Tag и на основе Bluetooth распознавать подключенное устройство. Затем система адаптирует настройки без вмешательства со стороны оператора. Автоматически настраиваются скорость гидравлического потока, частота вращения коленчатого вала двигателя и карданного вала, а также режимы движения. Предложения по настройкам поступают из облака, так называемого портала TracLink, где заранее сохранены некоторые настройки, которые могут быть изменены оператором через монитор трактора «MultiViu Compact 7». Изменения и конфигурации для новых орудий сохраняются на портале TracLink и доступны другим пользователям. Предполагается создание обширного банка данных, на основе которого будут сделаны предложения по лучшим настройкам. При использовании системы TracLink Smart возможна экономия эксплуатационных ресурсов до 15%.
По заказу трактор может оснащаться управляемым задним мостом с максимальным углом поворота 20° (рис. 24). При управлении всеми колесами диаметр поворота при колесной базе 2420 мм и угле поворота передних колес 52 ° составляет 8,5 м.
Новые тракторы серии F компании «Valtra» шириной от 1,3 м до 1,8 м предназначены для выполнения работ в садоводстве и виноградарстве. Предлагаются в версиях с обычной или узкой кабиной, а также дугой безопасности (рис. 25) [21].
Серия включает в себя четыре модели мощностью от 55 до 77 кВт. Двигатель на тракторах - четырехцилиндровый FPT F34 рабочим объемом 3,4 л, с системой Common Rail c электронным управлением и блоком памяти на два варианта частоты вращения коленчатого вала соответствует требованиям по уровню выхлопных газов Stufe IIIB. Вместимость топливного бака 74 л, а для версий со стандартной кабиной и платформой предусмотрен дополнительный топливный бак вместимостью 30 л. Шасси специальной формы в сочетании с передним мостом обеспечивает угол поворота передних колес 55°, возможны крутые повороты с радиусом 3,6 м.
На тракторы устанавливается механическая реверсивная коробка передач (число передач 24/24) или автоматическая с переключением передач под нагрузкой с двумя ступенями (число передач 24/12). Частота вращения ВОМ 540/540Е или 540/1000 мин-1. Тракторы могут быть укомплектованы двумя или тремя гидронасосами и иметь до четырех гидрораспределителей. В зависимости от применения имеют разную ширину и высоту кабины. Стандартной кабиной шириной 1,5 м с обогревателем и кондиционером оборудуются тракторы, используемые в садоводстве, чтобы не повреждать низко расположенные ветки. Для участков с малыми габаритами проезда можно заказать версию трактора с платформой, снабженную системой ROPS то складывающейся дугой безопасности. При сложенной дуге безопасности высота составляет 1,4 м. Для виноградарства предназначены модели с шириной колеи от 955 до 1359 мм и кабиной шириной 1,3 м.
Новая серия тракторов MF 6700 S компании «Massey Ferguson» включает в себя пять моделей мощностью 100-132 кВт (рис. 26) [22].
Тракторы оснащены четырехцилиндровыми двигателями AGCO Power рабочим объемом 4,9 л, которые соответствуют требованиям стандарта по токсичности выхлопных газов Stage V. Для очистки в них используются каталитический нейтрализатор сажи (SC), нейтрализатор окисления дизельного топлива (DOC) и избирательное каталитическое восстановление (SCR) с помощью AdBlue. В новом поколении серии MF 6700 S предусмотрены трансмиссии: бесступенчатая - Dyna-VT и с частичным переключением под нагрузкой - Dyna-6 Super Eco; четырехступенчатая коробка передач с переключением под нагрузкой Dyna-4 больше не доступна. Новая трансмиссия Dyna-6 Super Eco с шестью ступенями переключения передач в основном схожа с предыдущей - Dyna-6, но обеспечивает более экономичные транспортные режимы, поскольку, по заявлению производителя, скорость 40 км/ ч может быть достигнута при частоте вращения двигателя всего 1500 мин-1. В связи с этим также была переработана трансмиссия Dyna-VT, позволяющая передвигаться со скоростью 40 км/ч при частоте вращения двигателя 1450 мин-1.
Тракторы MF 6700 S в версии Exclusive оснащаются новым терминалом с 9-дюймовым сенсорным экраном Datatronic 5. В Datatronic 5 доступны обширные функции точного земледелия, такие как ведение по полосам, управление секциями агрегатируемых машин и нормой внесения материалов.
Компания «Deutz-Fahr» на выставке «Agritechnica 2019» представила две модели узкоколейных тракторов серии 5 DF TTV с системой полного рулевого управления ActiveSteer для работ в садах, виноградниках и на озеленении территорий (рис. 27) [23].
Active Steer - инновационная технология электронного управления четырьмя колёсами, которая имеет четыре режима: пропорциональное, замедленное, крабовое и ручное. Благодаря новому заднему мосту задние колеса достигают угла поворота до 20°. Их положение контролируется электронным блоком управления, который позволяет оператору выбирать между различными режимами работы. Положение задних колес согласовано с поворотом передних колес с использованием адаптивного пропорционального режима, что способствует значительному уменьшению радиуса поворота. Управление движением способом «краб» особенно удобно для работы на холмах или операций с подъемной мачтой в труднодоступных местах. В этом случае задние и передние колеса выравниваются в одном направлении. В режиме «задержка» все колеса поворачиваются пропорционально, но с некоторой задержкой задних колес. Этот режим работы рекомендуется при буксировке прицепа, который благодаря такому алгоритму остаётся в той же колее, что и трактор. В дополнение к автоматическим режимам управления угол поворота задних колес можно регулировать вручную и при необходимости блокировать, чтобы сбалансировать скольжение задней оси при перемещении по холмам или заблокировать ее в центральном положении для передвижения по шоссе.
Оснащены двигателями FARMotion с электронным управлением впрыском топлива Common Rail, турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха, системой нейтрализации выхлопных газов DOC и вентилятором с вязкостной муфтой (мод. 5100DF TTV - трехцилиндровым, мод. 5115DF TTV - четырёхцилиндровым). Двигатели соответствуют требованиям стандарта Stufe IIIB. Максимальная скорость - 40 км/ч достигается при экономичных оборотах 1650 мин-1. Трансмиссия - бесступенчатая, ВОМ - с электронным включением и тремя частотами вращения: 540, 540ECO и 1000 мин-1, заднее навесное устройство - с электронным управлением грузоподъемностью 3400 кг. Подвеска переднего моста оснащена системой поперечной стабилизации.
Серия тракторов M6002 компании «Kubota» включает в себя три модели: М6122, М6132 и M6142 мощностью соответственно 89, 96 и104 кВт (рис. 28) [24]. Двигатели Kubota V6108 - четырехцилиндровые рабочим объемом 6,1 л, по выбросам вредных веществ выхлопными газами соответствует стандарту Stage V.
Для преодоления повышенной нагрузки их мощность может быть увеличена на 15 кВт. Благодаря электронному управлению частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшается до 1640 мин-1 при скорости 40 км/ч, что снижает расход топлива и уровень шума. По сравнению с прежними моделями срок службы фильтра DPF увеличен с 3000 до 6000 ч работы двигателя. Тракторы получили новую трехдиапазонную восьмискоростную коробку передач с переключением их под нагрузкой. Кроме того, они имеют функцию перезапуска системы передач Xpress, которая позволяет управлять сцеплением с помощью педали тормоза. Поэтому водитель может остановить трактор, используя только правую ногу. Это удобно при работе с тяжёлой спецтехникой. На тракторах установлены десять светодиодных фар в стандартной комплектации с возможностью добавления шести дополнительных, что позволяет освещать рабочее пространство на 360°. Усилены передний и задний мосты для возможности эксплуатации трактора с погрузчиком и на транспортных работах. Радиус поворота составляет 4,5 м. Грузоподъемность заднего навесного устройства - 7000 кг, производительность гидравлического насоса - 115 л/мин, вместимость топливного бака - 230 л.
ОАО «Минский тракторный завод» представил на выставке три модели с двигателями, отвечающими экологическим требованиям Stage 5.
Трактор «Belarus-742.7» (рис. 29) ориентирован, в первую очередь, на рынок стран ЕС [25].
В нем установлен двигатель Caterpillar C2.2 мощностью 55 кВт, обеспечивающий выполнение экологических требований без применения Ad Blue, что позволяет значительно снизить стоимость эксплуатации. Базовый вариант трансмиссии - синхронизированная 12/12 с синхрореверсом. По заказу доступны варианты 24/24, 24/12 как синхронизированные, так и с Power Reverse и Power Hi-low. Грузоподъёмность заднего навесного устройства - 2600 кг. Задний ВОМ работает в режимах 540/540е. Экономичный режим 540е обеспечивает оптимальную работу с фрезой. Переднее навесное устройство грузоподъемностью 1000 кг с передним ВОМ позволяет выполнять по две и более технологических операции за один проход. В кабине трактора установлены кондиционер, зеркала с электрорегулировкой и подогревом. Управление гидросистемой, валами отбора мощности, подключением переднего моста - электронное.
«Belarus-923.7» - трактор с двигателем Caterpillar C3.6 мощностью 70 кВт (рис. 30) [26].
В этой модели проведена глубокая модернизация трансмиссии, оптимизирована конструкция привода переднего ведущего моста, электрогидравлическая система включения обеспечивает автоматическое подключение ПВМ при торможении. На тракторе установлен синхронизированный реверс-редуктор, благодаря чему число передач увеличено до 14/12. Компактное подкапотное размещение системы очистки отработавших газов облегчает установку фронтального погрузчика и навесных агрегатов. Предусмотрены установка переднего навесного устройства и переднего ВОМ, а также электрогидравлической системы управления навесным устройством с широким набором дополнительных функций, облегчающих работу оператора с почвообрабатывающими агрегатами. Кабина повышенной комфортности оборудована системой кондиционирования и аудиосистемой, сиденье оператора - опционально пневмоподвеской.
Трактор «Belarus-1220.7» - самый мощный в линейке машин с четырехцилиндровыми двигателями (рис. 31).
Рис. 31. Трактор «Belarus-1220.7»
Оснащен двигателем Caterpillar C3.6 мощностью 90 кВт. Может использоваться для работы в междурядьях, основной обработки почвы, а также на транспортных работах. С учетом требований потребителей на тракторе предусмотрен широкий набор опционального оборудования: переднее навесное устройство с валом отбора мощности, комбинированный пневмопривод тормозов прицепа, комплект для сдваивания колес.
Источник: Инновационные технологии и сельскохозяйственная техника за рубежом: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 5 - 47