Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Поддержка обновления техники на федеральном уровне

21.06.2021

1. Национальные проекты и государственные программы

В сельском хозяйстве России в 2006-2007 гг. был реализован приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который предусматривал, в том числе субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 5 лет в российских кредитных организациях на приобретение техники и оборудования для животноводческих комплексов, предприятий промышленного рыбоводства, закупку и передачу в лизинг техники и оборудования для животноводства [26, 27].

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее - Госпрограмма 2012) определяла цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности [1, 28].

В числе других в ней предусматривался комплекс мер по технической и технологической модернизации сельского хозяйства с целью технического и технологического обновления парка сельскохозяйственной техники. Из федерального бюджета предоставлялись субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме ЛПХ) в российских кредитных организациях и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного и зарубежного производства в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка

Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более 2/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу). По кредитам, оформленным в российских кредитных организациях и займам, оформленным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах после 1 января 2010 г., возмещение части затрат на уплату процентов осуществляется в пределах 2/3, но не менее 1/2 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более 2/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу). Также был увеличен уставной капитал АО «Росагролизинг» (табл. 10).

Таблица 10

Плановое ресурсное обеспечение и целевые индикаторы реализации мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства в Госпрограмме 2012

tnk-2021-06-21-01

Финансирование программных мероприятий из федерального бюджета осуществлялось на условиях софинансирования расходов субъектов Российской Федерации. Финансирование из бюджета субъекта Российской Федерации осуществлялось в пределах 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам и займам, оформленным после 1 января 2010 г., в пределах 1/2, но не менее 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Инвестиционные кредиты на эти цели предоставлялись сроком до 10 лет [29].

Также предусматривались поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий. Минсельхозом России ежегодно заключались соглашения о выполнении заданий Госпрограммы 2012 с субъектами Российской Федерации, ОАО «Росагролизинг». В 2009 г. срок договора лизинга техники и оборудования отечественного производства был увеличен до 15 лет, отменен авансовый платеж, первый лизинговый платеж производится через 12 месяцев после передачи в лизинг, второй - через 18 месяцев. Указанные условия распространялись на всю сельскохозяйственную технику.

По данным ведомственной отчетности Минсельхоза России за период 2008-2012 гг., сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 100,3 тыс. тракторов (57% от плана), 35,2 тыс. зерноуборочных (64%) и 10,1 тыс. кормоуборочных комбайнов (59% от плана). Доля тракторов, приобретенных за весь срок реализации Госпрограммы 2012, составила 21% от их наличия у сельхозтоваропроизводителей (477,2 тыс. шт.), зерноуборочных комбайнов - 28% (126,8 тыс. шт.) (табл. 11).

В 2012 г. было приобретено 19983 трактора (41,6% от плана), 6284 зерноуборочных (41,9%) и 1385 кормоуборочных (40%) комбайнов.

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, реализация мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства в рамках Госпрограммы 2012 способствовала увеличению доли техники со сроком эксплуатации до трех лет в общем парке сельскохозяйственной техники по сравнению с 2006 г. на 5-6 п.п.

Таблица 11

Выполнение целевых индикаторов реализации мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства в Госпрограмме 2012 и другие показатели, 2008-2011 гг.

tnk-2021-06-21-02

*По сельскохозяйственным организациям (без микропредприятий).

**По данным отчетности Минсельхоза России.

Источник: составлено авторами на основе национальных докладов за 2008-2012 гг.

По состоянию на 01.012013 тракторы со сроком эксплуатации до трех лет составляли 10,97% от их общего количества (в 2006 г. - 5,4%), зерноуборочных комбайнов - 15,49% (в 2006 г. - 8,9%) от их общего количества у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2012 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций была выше, чем в 2011 г. (148,1 л. с.) и составляла 151,5 л. с. на 100 га посевных площадей - 90% от планового задания Государственной программы.

В реализации Госпрограммы 2012 принимали участие АО «Россельхозбанк» и АО «Росагролизинг». Предоставляемые АО «Россельхозбанк» финансовые услуги были направлены на техническое и технологическое развитие сельского хозяйства, применение современных агротехнологий. По данным банка, в 2012 г. за счет кредитов, предоставленных им сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретено 7078 тракторов, 1889 зерноуборочных и 308 кормоуборочных комбайнов, что составляет соответственно 35, 30 и 22% от общего количества техники этих видов, приобретенной в 2012 г. По состоянию на 30.12.2012 АО «Росагролизинг» поставлено на условиях лизинга 9859 ед. сельскохозяйственной, автомобильной техники и оборудования на общую сумму около 18,82 млрд руб., в том числе 3580 тракторов (17,9% от общего количества тракторов, приобретенных сельхозтоваропроизводителями в 2012 г.), 1403 комбайна (18,3%) [30-39].

Число регионов, в полном объеме выполнивших задания Госпрограммы 2012 по приобретению техники в 2008 г., равнялось 48, 2009 г. - 13, 2010 г. - 3, 2011 г. - 6. В полном объеме задания по приобретению техники в 2008-2012 гг. выполнили только республики Адыгея и Карачаево-Черкесская.

Целевые индикаторы Госпрограммы 2012 по количеству приобретенных тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов сельскохозяйственными организациями и К(Ф)Х не были достигнуты.

По мнению многих ученых и специалистов, основными причинами этого являлись:

► недостаток финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей, вызванный опережающим ростом цен на потребляемые селом ресурсы по сравнению с выручкой от реализации сельскохозяйственной продукции;

► снижение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей под влиянием последствий засухи в 2009-2011 гг. и ряд других негативных факторов.

При подготовке экономических обоснований показателей Госпрограммы 2012 в расчеты принималась средняя мощность используемых в сельском хозяйстве тракторов, составляющая 90 л. с., фактически уже в 2008 г. она достигла 107,4 л. с., 2011 г. - 113 л. с. Мощность комбайнов и самоходных машин в 2008 г. равнялась 180,7 л. с., 2011 г. - 201,2 л. с. При этом стоимость единицы поступающих основных средств (машина, оборудование и транспортные средства) уже в 2010 г. возросла по сравнению с базовым 2007 г. более чем в 1,7 раза.

В рамках Государственной программы за 2008-2012 гг. на техническую и технологическую модернизацию отрасли было предусмотрено привлечение 255,3 млрд руб. кредитов и предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации 38,1 млрд руб. на возмещение части затрат на уплату процентов по этим кредитам.

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации, фактически на ссудный счет заемщиков за этот период поступило кредитных средств в сумме 215,9 млрд руб., или 89% к плановому показателю, в том числе 37,6 млрд руб. — в 2012 г. Из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации на указанные цели за весь период реализации Государственной программы было выделено 35,9 млрд руб. (94,2% к плану), в том числе 9,9 млрд руб. - в 2012 г.

Анализ показывает, что если плановые показатели объемов привлеченных кредитов за 2008-2012 гг. не были выполнены только на 11%, выделенных субсидий - на 5,8, то плановые показатели количества приобретенной сельскохозяйственной техники - на 36-43%. Иными словами, даже если бы объемы кредитов были привлечены в точном соответствии с планом, техника в запланированном размере не была бы приобретена [40].

Государственная программа развития сельского и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма 2020) в первой редакции включала в себя, в том числе подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», одной из целей которой было повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства (основное мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники») [41].

Был изменен механизм государственной поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства: взамен субсидированных кредитов предусмотрены субсидии за счет средств федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники на возмещение затрат на производство сельскохозяйственной техники, реализуемой сельхозтоваропроизводителям со скидкой в размере и по перечню, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. Утверждены Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники (далее - Постановление № 1432) [42].

Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являлись объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны) (табл. 12).

Для участия в программе предприятия-производители должны были отвечать определенным критериям:

► производитель - юридическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации не менее 3 лет и осуществляющее производство сельскохозяйственной техники;

► обладает правами на конструкторскую и технологическую документацию в объеме, необходимом для осуществления разработки, производства, модернизации и обслуживания сельскохозяйственной техники, ее оборудования и компонентов, а также предоставляет на реализуемую сельскохозяйственную технику гарантию, действующую не менее 12 месяцев со дня реализации этой сельскохозяйственной техники;

► имеет соглашения (договоры) с расположенными не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации сервисными организациями по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляют сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники производителя не менее одного года;

Таблица 12

Плановое ресурсное обеспечение и показатели (индикаторы) реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», основное мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники» Госпрограммы 2020 (первая редакция)

tnk-2021-06-21-03

Источник: Минсельхоз России [45].

► осуществляет на территории Российской Федерации (в зависимости от вида техники) производство, сборку и сварку (при необходимости) несущей рамы (при ее наличии), ее покраску, производство моста (мостов) или трансмиссии, или двигателя, сборку моторно-силовой установки, трансмиссии, моста (мостов), производство, сборку и окраску элементов экстерьера, производство кабины, включая раскрой и гибку заготовок, сварку, сборку и окраску, монтаж и покраску моторного агрегата, осей и мостов, трансмиссии, навесного устройства, монтаж системы электрооборудования, сборку и монтаж гидрооборудования, производство отливок из алюминиевых и цинковых сплавов, производство пластмассовых и резиновых деталей и др.

Размер субсидии составлял 15% (с ограничением по абсолютной сумме в зависимости от вида техники и мощности двигателя: тракторов с мощностью двигателя 25,7-47,8 кВт (35-65 л. с.) - не более 100 тыс. руб.; 47,8-80,9 кВт (65-110 л. с.) - 250 тыс. руб. и др.).

Полученные субсидии производители сельскохозяйственной техники должны направлять на инвестиции в основное производство и разработку, освоение новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной техники [42].

В 2013 г. дополнительно Федеральным законом от 07.06.2013 № 133-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 г. были предусмотрены средства из федерального бюджета в сумме 5 млрд руб. на техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства в виде субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники. Документ, позволяющий это реализовать (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2013 г. № 908 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства») вступил в силу 23 октября 2013 г. По причине ограниченного срока реализации данного мероприятия, а также применения рейтинга Минпромторга России, позволяющего субсидировать исключительно технику, произведенную в

Российской Федерации по полному циклу, Минсельхозом России было принято решение направить данные средства на другие цели (3 млрд руб. - на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителей на уплату процентов по кредитам, 2 млрд - на увеличение уставного капитала АО «Росагролизинг»).

За 2013-2019 гг. в рамках технической модернизации Госпрограммы 2020 производителям сельскохозяйственной техники было выплачено58549,9 млн руб. субсидий, поставлено 7045 тракторов, 20708 зерноуборочных и 1182 кормоуборочных комбайна [10-25] (табл. 13).

В 2019 г. доля тракторов, реализованная с помощью постановления № 1432, составила - 18,6%, АО «Росагролизинг» - 12,7, АО «Россельхозбанк - 6,2, приобретенных за собственные средства, в том числе с помощью льготных инвестиционных кредитов (за исключением АО «Россельхозбанк») и с региональной поддержкой - 62,5%.

По оценке Минсельхоза России, для того чтобы перейти к увеличению парка сельскохозяйственной техники и в ближайшей перспективе достичь расчетной обеспеченности, СХО необходимо ежегодно приобретать по 45 тыс. тракторов, 12 тыс. зерноуборочных и 2 тыс. кормоуборочных комбайнов.

В Госпрограмму 2020 и Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники неоднократно вносились изменения.

С 2018 г. Государственная программа как пилотная государственная программа Российской Федерации реализуется с применением принципов проектного управления [43].

Согласно изменениям, указанным в Государственной программе, были выделены проектная и процессная части.

К проектной части в 2018 г. были отнесены четыре проекта: ведомственный проект «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»; ведомственный проект «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе»; ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса»; приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса».

Таблица 13

Обновление сельскохозяйственной техники в рамках реализации Госпрограммы 2020 и других направлений

tnk-2021-06-21-04

С 2018 г. в пилотную Государственную программу интегрированы федеральные целевые программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в соответствующие направления (подпрограммы) (табл. 14).

Таблица 14

Структура Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с 2018 г.

tnk-2021-06-21-05

* В 2013-2017 гг. мероприятия ведомственных проектов реализовывались в рамках подпрограмм Государственной программы, в 2018 г. - в рамках направлений (подпрограмм) Государственной программы.

** В связи с вводом в 2026 г. в эксплуатацию объектов, реконструкция (строительство) которых будет завершена в 2025 г.

*** В 2014-2017 гг. реализация мероприятий, включенных в направление (подпрограмму), осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

**** В 2014-2017 гг. реализация мероприятий, включенных в направление (подпрограмму), осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Источник: данные Минсельхоза России.

В 2014 г. в Постановление № 1432 были внесены изменения, предусматривающие расширение перечня сельскохозяйственной техники, порядка расчета цены на текущий финансовый год для модификаций сельскохозяйственной техники, полная спецификация и цена на которые были представлены производителем в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 2013 г., а также включена возможность компенсировать затраты при реализации техники через лизинговые компании (постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 115 и от 30 июля 2014 г. № 728) [18].

В 2015 г. размер субсидируемой скидки увеличился до 25%, а для Крымского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - до 30% (постановление Правительства Российской Федерации 4 июня 2015 г. № 550 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники») [20].

В 2017 г. уровни скидок для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области были уменьшены с 30 до 20%; для остальных субъектов Российской Федерации - с 25 до 15% (постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. № 261 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники») [14].

В 2018 г. перечень сельскохозяйственной техники был дополнен машинами и оборудованием для возделывания льна [44]. По договорам купли-продажи и договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным с 15 августа по 15 декабря 2018 г. с целью увеличения темпов приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования Правительством Российской Федерации было принято постановление от 12 сентября 2018 г. № 1085, согласно которому увеличен размер скидки при реализации сельскохозяйственной техники с 20 до 30% для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области; для остальных субъектов Российской Федерации размер скидки увеличился с 15 до 25% [24].

Начиная с 2021 г. субсидироваться по Постановлению № 1432 будет только техника, по которой есть решения о ее соответствии критериям определения функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования.

В августе 2020 г. состоялось заседание Комиссии по определению функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования. В план проведения работ по данным направлениям на 2021 г. были включены следующие сельхозмашиностроители: ПАО «Грязинский культиваторный завод», ЗАО «Рубцовский завод запасных частей», ООО «Волжский комбайновый завод», ООО «РОМАКС», АО РТП «Петровское», ООО «Интенсивные технологии», АО «НИТИ им. П.И. Снегирева», ООО «КЛААС», АО «Реммаш», АО «Башагромаш», ОАО «Миллерово- сельмаш», ООО «Агроцентр», АО «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения», ФГУП «Омский экспериментальный завод», ООО «Волгаагромаш», АО «Дормаш», АО «Алтайский научно-исследовательский институт технологии машиностроения», АО «Агропромтехника», АО «Слободской машиностроительный завод», ИП Никитин В.Б., Егорьевский механический завод, АО ««Петербургский тракторный завод», ООО «ДиборЭкспорт», АО «Сельхозтехника», ООО «Завод Воронеж Агромаш», АО «Белинсксельмаш», ООО «Завод им. Медведева-Машиностроение», ЗАО СП «Брянсксельмаш», ООО НПП «Сатурн-Агро», ООО «Промзапчасть», ПК «Агромастер» [45-47].

С 2017 г. часть техники сельхозтоваропроизводители приобретают по льготным инвестиционным кредитам под 5% годовых [48, 49]. Механизм их выдачи следующий: потенциальный заемщик подает в банк заявку по установленной форме и необходимые документы (в соответствии с правилами банка), банк проверяет потенциального заемщика на соответствие требованиям и целевому назначению кредита и направляет проекты в региональный орган АПК. Региональный орган АПК согласовывает проекты и уведомляет о своем решении уполномоченный банк, банк направляет решение в Минсельхоз России. Минсельхоз России рассматривает полученные документы и в течение семи рабочих дней направляет уведомление о включении или не включении потенциального заемщика в реестр заемщиков. Банк выдает кредит заемщику при положительном решении Минсельхоза России. В кредитовании по состоянию на июль 2020 г. участвовали 44 банка [50].

Также технику можно приобрести с помощью субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (грант на поддержку начинающего фермера («Агростартап»), на развитие семейной фермы, материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и др.) [41].

Планируется, что комплекс федеральных мер поддержки позволит сельхозтоваропроизводителям закупить в 2020 г. 56 тыс. ед. техники и оборудования (на 14% больше по сравнению с 2019 г.) [51].

Большую поддержку по приобретению техники оказывает АО «Росагролизинг» (создано в 2001 г. для решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации по развитию и модернизации отечественного АПК, уставный капитал на 01.06.2020 составлял 97,038 млрд руб., 100% акций компании принадлежит Российской Федерации). Техника и оборудование предлагаются на льготных условиях при государственной поддержке [52, 53].

Сельхозтоваропроизводитель может выбрать технику и оборудование (16439 наименований от 230 аккредитованных поставщиков), подходящую для его нужд, потребностей и возможностей, и обратиться с заявкой, если с даты регистрации прошло более 12 месяцев (24 месяца, в случае если общий объём обязательств перед АО «Росагролизинг» превышает 30 млн руб.).

Лизинговые программы действуют для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя и/или осуществляющих деятельность в следующих сферах и отраслях: АПК (включая сельское хозяйство); лесное хозяйство и лесная промышленность; рыболовство, рыбоводство, рыбоперерабатывающая промышленность; производство пищевых продуктов; виды и направления деятельности, связанные с развитием сельских территорий и социальным развитием села; иные отрасли промышленности, связанные с производством, хранением, переработкой, транспортировкой и реализацией, включая экспорт сельскохозяйственной продукции.

Направить заявку на лизинг и пакет документов для рассмотрения возможности заключения сделки можно через личный кабинет, подписав все документы электронной цифровой подписью (ЭЦП), либо направив заявку в бумажном виде. Пакет документов для рассмотрения возможности заключения договора лизинга включает в себя несколько документов для экспресс-оценки финансовой состоятельности и юридической правоспособности потенциального лизингополучателя, а также оценки возможности заключения сделки: бухгалтерская отчетность (форма 1,2) или налоговая декларация за два последних отчетных периода; паспорт руководителя организации (вторая, третья страницы и разворот с регистрацией); уведомление о переходе на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо отчётность по форме 6-АПК (зависит от программы финансирования); справки об оборотах по расчетным и текущим счетам (рублевому и валютному) за последние 12 месяцев, заверенные банком, о составе акционеров либо список участников либо список пайщиков с указанием долей.

При положительном решении о заключении договора лизинга направляется на подписание проект договора, который может быть подписан ЭЦП либо в бумажном виде.

Первоначальный взнос и лизинговые платежи во время срока действия договора могут быть оплачены переводом через банк или платёжным поручением. На время действия договора до внесения выкупной стоимости предмет лизинга - имущество - не может становиться залогом. Оплата по договору производится в соответствии с графиком платежей. Залоговое обеспечение при возникновении просроченной задолженности может истребоваться в судебном порядке, при допущении просрочки платежей начисляются пени и штрафы. За систематическое нарушение платежной дисциплины и/или отказ платить по договору лизинга предмет лизинга может быть изъят после неоплаты двух лизинговых платежей подряд.

Процедура передачи в собственность начинается АО «Росагролизинг» за два месяца до окончания срока действия договора лизинга и при условии исполнения лизингополучателем всех принятых на себя обязательств по договору, полного погашения всех лизинговых платежей по договору лизинга, сумм пеней и штрафов, начисленных за несвоевременную оплату платежей, судебных издержек, если таковые имеются на момент передачи в собственность, штрафов ГИБДД (при наличии таковых), полной оплаты выкупной стоимости по договору лизинга.

Общие условия лизинга (в зависимости от направления и вида техники): срок договора до 5-10 лет; сумма первоначального (авансового) платежа - 7-20%; удорожание предмета лизинга - 3,5% в год; периодичность платежей - ежеквартальные, полугодовые, годовые; требования к сделкам - финансовая устойчивость лизингополучателей, обеспечение договоров лизинга.

АО «Росагролизинг» совместно с крупнейшими поставщиками сельскохозяйственной техники и оборудования предлагает специальные предложения (табл. 15).

Таблица 15

Специальные программы по реализации техники АО «Росагролизинг», июль 2020

tnk-2021-06-21-06

Источник: составлено авторами по данным АО «Росагролизинг» [52].

С 01.11.2019 запущена Программа обновления техники (ОПТ-2020). Она действует в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1135 для стимулирования приобретения новых сельскохозяйственной техники, машин и оборудования сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Основные условия по программе: первоначальный взнос - от 0%; срок лизинга - до 7 лет; гарантийное обеспечение не требуется; география программы - вся Россия; региональное квотирование - отсутствует. Участниками программы ОПТ 2020 могут стать индивидуальные предприниматели/юридические лица, признанные сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [54, 55].

Действуют также спецпрограмма на белорусскую технику, программа финансирования для членов АККОР (срок договора лизинга - 5-10 лет, без авансового платежа, гарантийное обеспечение заменяется рекомендацией регионального АККОР, отсрочка оплаты первого лизингового платежа - 6 месяцев), программа финансирования для предприятий НССиС, лизинг автотранспорта для сельхозтоваропроизводителей, коммерческий лизинг (срок договора - до 5 лет, авансовый платеж - от 10%, удорожание в год - от 9% закупочной стоимости, возможно заключение сделки без дополнительного гарантийного обеспечения) [56].

С 6 апреля 2020 г. начала действовать программа Росагролизинга, разработанная для нивелирования издержек сельхозпредприятий в ситуации с коронавирусом (антикризисная). Она предполагает возможность приобрести технику в лизинг без первоначального взноса с отсрочкой первого платежа на один год, первого платежа по основному долгу и увеличением общего срока лизинга в зависимости от вида техники ещё на один год (максимальный срок лизинга в рамках программы составляет восемь лет). Ставка составляет 3-3,5% годовых (в рублях).

По состоянию на май 2020 г. в различных стадиях поставки в Росагролизинге находилось 7,5 тыс. ед. техники на сумму 29,2 млрд руб. (на 14% больше, чем за весь 2019 г.).

По прогнозам, АО «Росагролизинг» в 2020 г. может поставить более 7 тыс. ед. техники. При докапитализации компании на 6 млрд руб. (это предложение поддержано Президентом Российской Федерации) объем поставок достигнет более 9 тыс. ед. [51].

2. Прочие формы поддержки (предприятий-изготовителей, финансовых организаций и др.)

АО «Россельхозбанк», кроме участия в государственной программе льготного кредитования, предлагает также кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования. Ключевые преимущества: приобретение как новой, так и бывшей в употреблении техники и оборудования; длительный период кредитования до 7 лет только под залог приобретаемой техники/оборудования; отсрочка погашения основного долга до 12 месяцев [57].

Комбайновый завод «Ростсельмаш» (КЗ «Ростсельмаш») совместно с АО «Росагролизинг» в мае 2020 г. проводил акцию для сельхозтоваропроизводителей Республики Дагестан - потенциальных лизингополучателей АО «Росагролизинг», приобретающих две и более единиц техники производства «Ростсельмаш», одна из которых - трактор «Ростсельмаш» RSM серии 2000 и/или 3000 [58] (табл. 16).

Таблица 16

Специальная акция КЗ «Ростсельмаш» для сельхозтоваропроизводителей Республики Дагестан, 2020 г.

tnk-2021-06-21-07

Источник: данные Минсельхозпрода Республики Дагестан [58].

Формы поддержки разрабатывают производители техники. С 2016 г. клиенты официальных дилеров «AGCO-RM» получили возможность приобретать новые тракторы и телескопические погрузчики Massey Ferguson по схеме trade in при оформлении лизинга от «AGCO Finance». Стоимость имеющейся у покупателя подержанной машины засчитывается в качестве авансового платежа (20% от цены новой машины). Также предоставляется расширенная гарантия (два года) на приобретаемые машины.

При приобретении техники «Challenger» (бренд также принадлежит «AGCO») минимальный аванс составляет 25%, срок лизинга - 24-60 месяцев, среднегодовое удорожание - от 2,1% [59].

Фирма «John Deere» может поставить технику в лизинг через дочернюю компанию ООО «Джон Дир Файненшэл» [60].

 

Источник: Опыт субъектов Российской Федерации: тенденции и проблемы при приобретении сельскохозяйственной техники: науч. издание. – М.: ФГБНУ«Росинформагротех», 2020. – страница 15 - 40

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА