Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Проекты для товарных овощей

07.04.2021

Селекция является основой конкурентоспособности современного товарного овощеводства. Особенно важно понимать, в каком направлении развивается овощеводство и какие требования предъявляет к ней рынок.

Н.Н. КЛИМЕНКО, директор Агрофирмы «Поиск»

ОБЩЕЕ ПОНИМАНИЕ необходимости развития отечественной селекции создает уникальные условия для объединения усилий всех заинтересованных сторон, в первую очередь Минсельхоза России, Миннауки России и частных компаний. В государственно-частном партнерстве сегодня видится перспектива развития селекции овощных культур и отработки механизмов импортозамещения.

Российские сорта и гибриды все активнее выходят на поля. Овощи, выращенные из отечественных селекционных разработок, более конкурентоспособные по цене, так как затраты на семена значительно ниже. Кроме того, наши гибриды конкурентны с иностранными как по урожайности, так и по качеству продукции.

Сегодня частные компании вместе со специалистами Миннауки России проводят совместную работу по созданию сортов и гибридов овощных культур на основе современных, в том числе биотехнологических методов селекции. С Минсельхозом России все более эффективно решаются вопросы испытаний и продвижения в производство новых разработок. Отрадно, что первые шаги в этом направлении уже сделаны.

 ras-2021-04-07-01

Создан и реализуется «Проект по импортозамещению сортов и гибридов овощных культур на основе государственно-частного партнерства государственных научных организаций и Агрохолдинга «Поиск» на 2020-2030 годы». Совместная работа проводится Агрохолдингом «Поиск» непосредственно с Департаментом координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук и рядом научных организаций Миннауки России, Департаментом растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России и несколькими региональными министерствами сельского хозяйства. Успешная реализация этого Проекта может стать серьезным вкладом в развитие отечественной селекции овощных культур.

На данный момент на российском рынке по-прежнему основную долю занимают иностранные сорта и гибриды овощей. Доля «Поиска» пока 10%. До 2030 г. поставлена задача довести ее до 25%. В этой амбициозной программе принимают участие восемь государственных научных центров, в том числе ФНЦ овощеводства и отдельные регионы России: Астраханская обл., республики Марий Эл, Дагестан, Чувашия. Базовыми хозяйствами выступают ЗАО «Куликово» Дмитровского района Московской области и органическое фермерское хозяйство Краснодарского края СППСК СОФК.

В ЗАО «Куликово» активно испытываются и внедряются сорта и гибриды борщевой группы. Особо хорошо зарекомендовали себя гибриды капусты Герцогиня, Симпатия, Застольный, Идилия. Большие перспективы у нового гибрида Континент. Отличные результаты показывают сорта столовой свеклы Креолка и Мулатка. Гибрид моркови Бейби ни в чем не уступает лучшим зарубежным аналогам.

В СППСК СОФК для выращивания органической овощной продукции уже более половины посевных площадей занято сортами и гибридами «Поиска». Более того, в планах отработка технологий производства органических семян.

В вышеназванных регионах также ведется системное испытание селекционных новинок, проводятся семинары и дни полей. Самое активное участие в этой работе принимают региональные министерства сельского хозяйства, которые конкретными делами участвуют в решении вопросов импортозамещения.

Несмотря на все усилия, отечественное овощеводство пока не может накормить россиян достаточным, по меркам правильного питания, количеством овощей. Научно обоснованные нормы питания предусматривают потребление овощей на уровне 140-145 кг в год на человека. Кстати, за рубежом, во многих развитых странах этот показатель находится в пределах 200-300 кг. Сегодня россияне, по самым оптимистичным подсчетам, съедают в год не более 100 кг овощей на человека, 14 млн т на 146 млн человек. Чтобы выйти на научно обоснованную норму, нужно увеличить производство овощей как минимум на 6 млн т в год и довести количество потребления до 20 млн тонн. Важно понимать, что сделать это можно за счет увеличения производства овощей в открытом грунте и в пленочных теплицах. Соответственно в этом направлении и должна развиваться селекция. Мировой опыт показывает, что дешевле произвести овощи в местах с теплым климатом, а потом доставить их в любой регион потребления. В России таких территорий на юге страны предостаточно.

Стратегически важное направление селекции в России - создание специальной сортовой базы для органического земледелия. Сорта и гибриды должны обеспечивать высокие качественные урожаи при специальных технологиях выращивания, исключающих применение химикатов. В России есть все объективные возможности стать мировым лидером по производству и экспорту органической овощной продукции. Но это потребует большой системной работы, в том числе и по развитию селекции.

Решая вопросы развития селекции важно помнить, что тот, кто создал уникальный сорт или гибрид, имеет преимущество на рынке. Селекционная «кухня» у иностранных компаний строго засекречена. Селекция определяет качество конкурентного продукта и его цену. Другие преимущества, создаваемые на стадии производства семян, их доработки, менее значимы. Основные объемы семян иностранные и российские компании производят в одних и тех же зонах, у одних и тех же производителей. Дорабатывают семена также по близким технологиям. Если кто-то на этих этапах создает себе конкурентное преимущество, то оно очень быстро копируется другими.

Современные отечественные разработки должны не просто соответствовать требованиям рынка, а еще иметь возможность конкурировать с лучшими зарубежными селекционными разработками на открытом и достаточно жестком рынке. Но даже при высокой конкурентоспособности отечественных селекционных разработок встают еще два важнейших вопроса: как их внедрить в массовое товарное производство, заняв ими большие площади посева и кто и как будет это делать? Нужна системная маркетинговая работа по испытанию, популяризации и внедрению отечественных селекционных разработок. Ясно, что это функционал частных компаний, но таких компаний в стране пока мало, и им тоже нужна поддержка, чтобы как можно быстрее выйти на соответствующий конкурентный уровень.

Источник: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Информационный бюллетень, Аграрный пульс великой страны, 02/2021, страница 24-25

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА