Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Зарубежный и отечественный опыт развития экспортного потенциала предприятий АПК

04.08.2021

В большинстве стран, даже среди возглавляющих мировое сообщество, особое внимание уделяется развитию аграрного сектора экономики, а аграрная политика считается одной из приоритетных.

В рыночных условиях очевидны особенности сельского хозяйства, обусловленные свободной конкуренцией и недостаточным государственным регулированием этих процессов. Именно поэтому большинство стран мира не только признают необходимость государственного регулирования агропромышленного комплекса, но и принимают законодательные акты, на основе которых разрабатываются эффективные программы для устойчивого развития АПК, деятельности других регионов и улучшения условий жизни сельского населения.

Особый интерес представляет изучение опыта применения мер и механизмов поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в экономически развитых странах, что способствует совершенствованию национальной системы поддержки экспорта на основе использования эффективной международной практики. В обзоре излагаются меры и механизмы поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия во всех странах мира, анализируются национальные системы поддержки экспорта в основных странах, экспортирующих сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

В странах с развитой рыночной экономикой особое место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности принадлежит методам стимулирования национальных экспортеров, направленным на обеспечение эффективной реализации имеющегося экспортного потенциала. Меры государственной поддержки, применяемые в зарубежных странах, разнообразны и включают в себя различные организационные и финансовые механизмы поддержки сельскохозяйственного экспорта. Использование современных методов и инструментов стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия базируется на регулировании мировой торговли и прежде всего на соблюдении правил и положений Всемирной торговой организации (ВТО) (https://www.wto.org) [24].

В нормативной документации Всемирной торговой организации можно выделить три основные формы поддержки экспорта продукции (рис. 7):

• деятельность государственных торговых предприятий (регламентируются Статьей XVII ГАТТ -1994, Модальностями по сельскому хозяйству, подготовленными в рамках Четвертой Министерской конференции ВТО);

• экспортные субсидии (регламентируются Статьей XVI ГАТТ - 1994, Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашением о сельском хозяйстве, Модальностями по сельскому хозяйству, подготовленными в рамках Четвертой Министерской конференции ВТО);

• экспортное кредитование, гарантирование по экспортным кредитам, программы страхования (рассматривается в Модальностях по сельскому хозяйству, подготовленных в рамках Четвертой Министерской конференции ВТО) [24].

 izn-2021-08-04-01

Рис. 7. Формы поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в рамках ВТО

Международная продовольственная помощь является еще одной мерой, косвенно направленной на развитие экспорта продукции сельского хозяйства, которая хоть и оказывается с гуманитарными целями, тем не менее способствует продвижению продукции сельского хозяйства на внешние рынки. Следует отметить, что все страны, являющиеся членами ВТО, взяли на себя обязательства не предоставлять экспортные субсидии национальным сельскохозяйственным производителям.

Принципы и правила торговли сельскохозяйственной продукцией, включая поддержку экспорта, согласованы прежде всего в рамках Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, а Соглашение ВТО по сельскому хозяйству (далее - Соглашение) стало результатом многолетних дискуссий, которые во многом определили развитие мировых рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Данное Соглашение содержит механизмы определения объема экспортных субсидий, в частности методики определения размера экспортных субсидий, индивидуальные количественные обязательства участников Соглашения по ограничению и сокращению субсидирования отдельных товаров. Суть Соглашения в отношении экспортных субсидий заключается в следующем:

• экспортные субсидии, измеряемые как на основе объема субсидируемого экспорта, так и на основе бюджетных расходов на субсидирование, были ограничены на уровнях базового периода (19861990 гг.);

• страны, взявшие на себя обязательство по снижению экспортных субсидий для большого количества номенклатуры сельскохозяйственной продукции, изначально определены списком из 22 продуктов [25].

Обязательства по субсидированию экспорта согласовываются с конкретным перечнем обязательств каждой страны по отдельным продуктам. В то же время все участники обязуются не применять другие экспортные субсидии, кроме экспортных, соответствующих требованиям Соглашения и перечню отдельных обязательств государств-участников.

Следующая форма поддержки экспорта, применяемая в рамках ВТО, - государственные торговые предприятия, устанавливаемая Статьей XVII ГАТТ -1994. В соответствии с этой статьей государственные коммерческие предприятия включают в себя государственные и неправительственные предприятия, в том числе маркетинговые агентства, обладающие исключительными или особыми правами или привилегиями, включая законодательные или конституционные полномочия, которые влияют на уровень или направление импорта и экспорта посредством их покупки или продажи.

С целью обеспечения транспарентности деятельности государственных торговых предприятий страны-члены ВТО уведомляют о таких предприятиях Совет по торговле товарами. Каждое государство- член ВТО должно пересмотреть свою политику в отношении направления уведомлений о государственных коммерческих предприятиях в Совет по торговле товарами с учетом положений Соглашения о толковании положений XVII ГАТТ -1994 [26]. Проводя такое рассмотрение, каждая страна-член ВТО должна учитывать необходимость обеспечения максимально возможной транспарентности своих уведомлений, чтобы обеспечить четкую оценку характера деятельности указанных предприятий и влияния их деятельности на международную торговлю. Уведомления о государственной торговле осуществляются в соответствии с вопросником (принятым 24.05.1960), причем страны-члены ВТО уведомляются о предприятиях независимо от того, осуществляли они фактически импорт или экспорт или нет. В рамках текущих многосторонних переговоров Дохийского раунда обсуждается вопрос о том, имеют ли государственные предприятия конкурентные преимущества перед коммерческими компаниями. Некоторые страны утверждают, что коммерческие компании могут также установить монополию на рынке, прибегнуть к искажению цен и получить государственные субсидии в случае возникновения трудностей. Кроме того, развивающиеся страны отметили необходимость обеспечения продовольственной безопасности для государственных торговых предприятий и оценили достаточно ли слаб частный сектор, чтобы конкурировать с крупными иностранными компаниями. В свою очередь, другие подчеркивают существенные преимущества, которые государственные предприятия получают за счет монополизации закупок основных товаров на экспорт, использования государственных гарантий, не преследуя коммерческих целей в своей деятельности [27]. Вопросами анализа условий и статистическим наблюдением выданных кредитов и других средств финансовой поддержки экспорта (СФПЭ) занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (http://www.oecd.org).

В ходе реализации контракта экспортер испытывает острую потребность в использовании СФПЭ во время двух периодов, которые разделяются датой отгрузки товара. Первое - это СФПЭ, которые требуются в период, необходимый для организации производства и подготовки товара к отгрузке и известный как период, предшествующий отгрузке.

Анализ структуры долгосрочной финансовой поддержки экспорта по данным ОЭСР показал, что наибольшие доля и темпы роста приходятся на статью «кредитная гарантия», т.е. гарантии государственных организаций или частных компаний на оплату предоставленных кредитов. Сравнение организаций и инструментов поддержки экспорта США с пятью основными европейскими странами (Германия, Франция, Великобритания, Италия и Нидерланды) показывает, что подобные инструменты можно найти в рассматриваемых странах. Это касается прежде всего объема финансовой поддержки экспорта (табл. 6).

Таблица 6

Средства финансовой поддержки экспорта, используемые в ведущих государствах-членах ОЭСР

Показатели

Государство-член ОЭСР

США

Франция

Германия

Италия

Нидерланды

Великобритания

Виды гарантий, используемые в ведущих государствах- членах ОЭСР

Страхование экспортных кредитов

V

V

V

V

V

V

Предоставление гарантий по экспортным кредитам

V

V

V

V

V

V

Страхование инвестиций за рубежом

 

V

V

V

V

V

Прочие

 

V

V

V

V

V

Поддержка экспортных кредитов

Прямые экспортные кредиты

V

 

V

 

 

 

Субсидирование процентов по экспортным кредитам

 

 

V

V

V

V

Действующие Соглашения ВТО достаточно подробно регламентируют правила предоставления экспортных субсидий и деятельность государственных торговых предприятий. В то же время такие формы поддержки и развития экспорта, как экспортное кредитование, гарантирование по экспортным кредитам, программы страхования, а также международная продовольственная помощь гораздо менее регламентированы и рассматриваются в рамках Модальностей по сельскому хозяйству, подготовленных в рамках Четвертой Министерской конференции ВТО.

Вместе с тем в рамках международных требований страны развивают систему поддержки экспорта, включая новые финансовые инструменты содействия экспортерам, упрощение таможенных и административных процедур, усиление политико-дипломатической поддержки, укрепление маркетингового содействия, создание комплексных общедоступных информационных и информационнопоисковых систем, развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере содействия экспорту.

По данным Всемирной организации по содействию торговле (World Trade Promotion Organization), в странах мира насчитывается более 150 организаций, основной функцией которых является содействие внешнеэкономической деятельности, прежде всего поддержке национального экспорта. Главной особенностью этих организаций является широкое участие в деятельности государственных органов (управление, финансирование), которые государство зачастую осуществляет совместно с предпринимательским сектором. Обобщенная структура поддержки экспорта показана на рис. 8.

В реализации экспортной политики ключевую роль играют специализированные государственные, полугосударственные или частные организации, предоставляющие широкий спектр услуг участникам ВЭД. Как правило, функции по продвижению экспорта выполняют специально созданные для этого государственные органы, которые имеют свои крупные институты и отдельные бюджеты [28].

 izn-2021-08-04-02

Деятельность агентств (аналогичных структур) направлена на решение задач информационно-консультационного, организационного, маркетингового, экспертного содействия экспортерам, в том числе посредством взаимодействия с институтами финансового стимулирования экспорта: экспортно-импортными банками, компаниями по страхованию и гарантированию экспортных кредитов. Основные функции агентства: помощь национальным экспортерам в поиске рынков для своей продукции и предоставление информации о том, какие товары и услуги необходимы на мировом рынке.

Финансовый механизм позволяет компаниям, экспортирующим товары и услуги, более эффективно конкурировать на мировом рынке, снижая затраты и финансовые расходы (то же самое касается всех категорий предпринимателей) [29].

Государственное страхование экспортных контрактов осуществляется за относительно умеренную плату (0,5-1% застрахованной суммы сделки), поскольку функционирует на бесприбыльной основе, покрывая страховыми премиями только потери от сравнительно редких убыточных коммерческих операций, а также административные расходы. Государственные гарантии защищают экспортера от экономических потерь, кроме того, позволяют коммерческим банкам предоставлять ему кредит на льготных условиях (тем самым снижая стоимость коммерческих операций), а также выдавать средства сразу после отгрузки товара. Государственное экспортное страхование значительно облегчает и снижает стоимость доставки товаров и услуг за рубеж. Гарантированные платежи за экспорт в страны с высоким риском побуждают предпринимателей, особенно малых и средних, искать новые рынки в этой категории стран [30].

Национальное государственное страхование экспорта имеет различные организационные формы в зависимости от общей экономической политики правительства, отношения в стране к непосредственному участию государства в хозяйственной жизни, особенностей национальной системы страхования и некоторых других факторов. Экспортное страхование осуществляется государственными органами или секторами (например в США, Великобритании, Японии), частными страховыми компаниями или банками (Германия, Австрия), общественными организациями или фондами (Швеция,

Финляндия), государственными финансовыми институтами (Франция, Испания).

Кредит экспортеру на льготных условиях при участии государства позволяет сократить затраты, стабилизировать финансирование экспортных поставок, что способствует повышению конкурентоспособности. Особое внимание уделяется улучшению условий долгосрочного кредитования экспортеров. Опыт многих развитых и развивающихся стран, успешно наращивающих экспорт, показывает, что поддержка специализированных финансовых институтов и экспортно-кредитных организаций играет ключевую роль в системе государственной поддержки экспорта [31].

В их функции входят кредитование, гарантирование и страхование экспортных кредитов, а также страхование частных инвестиций за рубежом. В некоторых случаях агентства предоставляют прямые экспортные кредиты и субсидируют процентные ставки по экспортным кредитам. Благодаря деятельности экспортно-кредитных организаций предприниматели имеют возможность получать банковские кредиты на более длительных и льготных условиях. Государственная гарантийно-страховая и кредитная поддержка экспорта играет ведущую роль в продвижении на внешние рынки как технически сложных, капиталоемких изделий, так и сельскохозяйственной продукции. На практике участники различных торгов и конкурсов, получающие такую поддержку, могут выставить предложение с более льготными условиями финансирования, обеспечивая себе таким образом большие шансы на успех.

Помимо финансовых механизмов государственной поддержки экспорта, не менее важны организационные, в том числе инструменты и механизмы оказания помощи экспортным компаниям.

Современная поддержка национального экспорта базируется на взаимодействии государственных и негосударственных структур, в том числе профильных министерств, специализированных учреждений и экспертных центров, финансовых структур и др. Все более очевидна тенденция консолидации институтов и механизмов государственной поддержки экспорта за рубеж, роста масштабов и социальной значимости их деятельности [32]. Необходимо отметить, что комплексный характер мер и механизмов поддержки экспорта является определяющим фактором успешной реализации экспортного потенциала страны. В условиях высококонкурентного мирового рынка и развития нетарифных ограничений импорта возможности среднего и малого бизнеса по самостоятельному развитию экспорта существенно ограничены. В этой связи ведущие страны-экспортеры работают над повышением эффективности финансовой и организационной поддержки экспорта, в том числе посредством формирования новых мер и механизмов (например, системная работа по созданию благоприятного имиджа страны, политико-дипломатическая поддержка, лоббирование интересов национального бизнеса и др.).

Данные приемы позволяют не только обеспечивать продовольствием население стран, в том числе и тех, которые несоизмеримы по плотности населения с Россией (Китай, Япония, страны Западной Европы и др.), но и экспортировать большие объемы агропромышленной продукции и продуктов питания, обеспечивая продовольственную безопасность своих стран.

Долгосрочное участие развитых и крупных развивающихся стран в аграрном бизнесе является предпосылкой экономической эффективности и социальной стабильности, без которой сельскохозяйственный сектор этих стран не смог бы достичь такого высокого уровня.

В некоторых западных странах государственное регулирование сельскохозяйственного производства используется в качестве одного из рычагов влияния, способствующего осуществлению финансовой и аграрной политики в этой отрасли. Реализация реформ в 30-е годы прошлого века привела к формированию системы государственного регулирования экономики стран Западной Европы и США, когда агропромышленные предприятия стали частью особой группы, а благодаря своему статусу государство получило дополнительный статус [33].

Опыт Соединенных Штатов Америки в регулировании аграрного сектора представляет особый интерес. Программы оказания финансовой поддержки фермеров в США, как и в большинстве ведущих стран мира, реализуются по каналам соответствующего министерства. Цель реализации таких программ состоит в обеспечении стабильного роста цен на агропромышленную продукцию и доходов фермерских хозяйств. Программа финансовой поддержки предусматривает реализацию мер, направленных на контроль объемов промышленного производства и уровня цен, субсидирование экспорта продукции, прямые выплаты сельхозпроизводителям, а также другие формы косвенного субсидирования. Практическая реализация этих мер требует значительных государственных затрат.

К продукции АПК, которая подпадает под действие программ субсидирования, финансируемых американским правительством, относятся хлопок, пшеница, молочные продукты, кормовые и зерновые культуры, арахис, табак. Каждая из реализуемых программ поддержки имеет свои особенности, но к разработке программ финансовой поддержки для зерновых культур правительство подходит более тщательно, что является весьма актуальным и для России [34].

С 1929 по 1933 г. сельскохозяйственный сектор экономики США находился в кризисном состоянии - около 50% фермеров были должниками. Неплатежеспособные были вынуждены передать свои фермы кредиторам, что привело к беспорядкам. В этом контексте президент Ф.Д. Рузвельт ввел мораторий на задолженность фермерских хозяйств, Конгресс одобрил сельскохозяйственную программу, принял закон о рефинансировании задолженности фермерских хозяйств и устранил неэквивалентность обмена. Сельскохозяйственный сектор экономики США претерпел значительные изменения, став одним из ведущих в мире.

По мнению М.А. Коробейникова, проведение в США в 30-х годах прошлого века агарных реформ администрацией президента Ф.Д. Рузвельта позволило перевести статус государства из внешнего наблюдателя в организацию, непосредственно участвующую в функционировании агропромышленного комплекса, что в конечном итоге помогло преодолеть серьезный кризис и оказало решающее влияние на его динамичное развитие.

Сельскохозяйственная политика Канады фокусируется на управлении рисками и инвестициях для повышения конкурентоспособности отрасли, развития маркетинга и торговли, продовольственной безопасности и научно-исследовательского потенциала. Основные программы реализуются на основе пятилетних федеральных, областных и региональных соглашений. Действующая многосторонняя рамочная программа под названием Growing Forward 2 (GF 2) охватывает период 2013-2018 гг. [35]. В рамках GF2 действуют два основных направления, которые помогают фермерам управлять рисками, связанными с рыночной волатильностью и стихийными бедствиями, и обеспечивают косвенную поддержку отрасли за счет инвестиций в исследования и инновации.

В аграрной политике Канады проводится различие между секторами, управляемыми предложением, которые защищены высокими таможенными тарифами и ориентированы на внутренний рынок, и другими секторами, которые функционируют в условиях открытого рынка и ориентированы на экспорт. Этим обеспечивается поддержка рыночных цен на молочные продукты, мясо птицы, яйцо с помощью тарифов и квот производства в сочетании с системой внутреннего ценообразования по затратам на производство.

Основными направлениями финансовой поддержки фермеров со стороны государств-членов Европейского союза являются использование высоких фиксированных внутренних цен и субсидирование экспорта излишков продукции.

Для государств-членов ЕС характерны следующие важные правила государственного регулирования аграрного сектора:

• запрет на реализацию импортной продукции по ценам, ниже собственных производственных затрат на аналогичную продукцию, т.е. ниже цен на внутреннем рынке;

• при импорте продукции в страны ЕС обязательна оплата разницы (она называется платежом за транзакцию) между максимальной ценой и ценой на мировом рынке в таможенном бюджете ЕС (эти средства также будут частично распределены на бюджеты стран, импортирующих продукцию).

Политика финансовой поддержки, проводимая в рамках ЕС, значительно стимулировала экспорт продукции, особенно на некоторых позициях, что способствовало переходу статуса ЕС от нетто- импортера к нетто-экспортеру.

В качестве косвенного метода бюджетного финансирования используется снижение уровня налоговой нагрузки, что предусматривает уменьшение налоговых поступлений в бюджет предприятий аграрного сектора. Таким образом, формируются условия, способствующие росту финансовых ресурсов текущей или инвестиционной деятельности субъектов АПК.

Поддержка рыночных цен является основным каналом поддержки для китайских производителей. Достигается это за счет таможенных пошлин, тарифных квот и минимальной гарантированной цены на рис и пшеницу (минимальные цены устанавливаются национальным советом по развитию и реформам ежегодно, их применение ограничено провинциями, в которых производится пшеница и рис). Правительство Китая обязывает Государственную корпорацию по запасам зерна осуществлять интервенционные закупки в случае падения рыночных цен ниже минимальной цены. Бюджетные трансферты предоставляются также производителям на приобретение техники, улучшение сортов, страхование, поддержку инноваций.

Правительства наиболее развитых стран мира осознают, что аграрный сектор по объективным причинам недостаточно конкурентоспособен по сравнению с другими секторами экономики, что приводит к поиску возможных путей организационно-финансовой поддержки. Сбалансированная налоговая и кредитно-финансовая политика, в частности значительное субсидирование аграрного сектора, оказывает стимулирующее воздействие на уровень производства, инфляции, занятости, индустриальной модернизации и обеспечивает формирование благоприятных условий для развития торговых отношений.

В мировой практике для оценки эффективности государственной поддержки АПК используется показатель PSE (оценка поддержки производителя), который рассчитывается Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Процентный показатель PSE позволяет измерить величину трансфертов, осуществляемых в результате мер правительственной политики от потребителей и налогоплательщиков к производителям, в денежном выражении. Показатель PSE показывает долю данных трансфертов в совокупном доходе АПК вне зависимости от того, выплачивались они из федерального бюджета или данная поддержка была результатом поддержания внутренних цен на продукцию выше мировых. Таким образом, под трансфертом в данном случае понимается не только прямой платеж, но и упущенная конечным пользователем прибыль в результате покупки дорогих отечественных товаров вместо дешевых импортных. Положительное значение показателя PSE указывает на субсидирование сельскохозяйственного сектора, а отрицательное - на потребление сельскохозяйственной продукции другими секторами и потребителями [36].

Оценку поддержки производителей (PSE) рассчитывают следующим образом:

• валовой общий PSE - общая стоимость трансфертов производителям:

PSE = Q (Pp - Pb) + РР, (1)

где Q - объем выпуска;

Pp - внутренняя цена реализации у производителей (Producerprice);

Pb - мировая цена на границе (Borderprice);

РР - сумма платежей из бюджета товаропроизводителям (Paymentstoproducers);

• процентный PSE - общая стоимость трансфертов, выраженная в процентах от общей эффективной стоимости продукции (фактической выручки фермера):

PSE = 100-PSE/(Q-Pp + РР). (2)

Процентный PSE определяется не к общей стоимости продукции по внутренней цене реализации, а к несколько большей сумме (если сумма прямых платежей из бюджета меньше суммы уплаченных крестьянами налогов). К преимуществам такого подхода к оценке эффективности государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса можно отнести его глубокую адаптацию к аграрному сектору, но для расчета показателей PSE необходима обширная база данных.

Уровень поддержки производителей в США и Канаде всегда был ниже среднего по ОЭСР. В странах Евросоюза доля поддержки производителей уже несколько лет находится на уровне 20%, а в Китае - в диапазоне 14-16%. Для России значение показателя PSE в 2017 г. составило 12,3% (рис. 9).

Российские ученые не сходятся в едином мнении относительно вопросов применения западного опыта в регулировании российского АПК. С одной стороны по мнению М.А. Коробейникова: «Осмысление американского опыта представляется весьма ценным для разработки отечественной аграрной политики и механизмов ее реализации».

 izn-2021-08-04-03

Рис. 9. Значение показателя поддержки производителей PSE, расчитанного ОЭСР за 2019 г.

В свою очередь, И.Г. Ушачев отрицает возможность применения западного опыта в отечественном аграрном секторе механически: «Сегодня аграрные секторы России и Запада находятся на совершенно разных этапах развития. Если у них речь идет о наращивании экспорта излишне производимой продукции и сдерживании ее роста, то у нас - об ускоренном наращивании ее производства, то есть о задаче, которую западные страны успешно решили еще в 50-60-е гг. прошлого столетия. Поэтому мы не можем механически применить модель западных экономических механизмов к функционированию аграрного сектора, потому что для нас это не означает устойчивого развития агропродовольственного сектора, а наоборот, его сдерживания».

В какой-то степени целесообразно согласиться с мнением обеих сторон. Большое значение имеют восстановление отечественного агропромышленного комплекса и повышение производительности труда. В процессе поиска выхода из кризисной ситуации целесообразно применять опыт западных стран, соответствующий той части современного этапа развития отрасли в России [37].

Появление в России государственной поддержки аграрного сектора исторически относят к проведению реформ 1861 г. В рамках Манифеста об освобождении крепостных крестьян России, в приложениях к нему и иных законодательных актах были установлены порядок реформирования и величина государственной поддержки крестьян при наделении их собственной землей.

Аграрные преобразования финансировались в рамках нескольких направлений, в частности на оказание помощи крестьянам при землеустройстве, содержание землеустроительных организаций, на льготное кредитование. В этой связи в случае перехода на новые формы землепользования крестьянам выдавались долгосрочные беспроцентные ссуды для приобретения семян и сельскохозяйственного инвентаря, огнестойкого строительства, развития кустарной промышленности.

В период 1907-1910 гг. была осуществлена разработка комплекса мероприятий, направленных на оказание материальной поддержки переселения крестьян в восточную часть России, а кроме того, предусмотрена и компенсация затрат на обустройство новых земель. Переселенцы также освобождались от государственных и земских денежных сборов сроком на пять лет, а в последующие пять лет оплата сборов производилась в половинном размере [38].

Государственная поддержка агропромышленного комплекса СССР наиболее последовательно была оказана совхозам - они являлись государственной собственностью. Цены на продукцию для государственных нужд часто не обеспечивают рентабельности производства. Кроме того, фермерские хозяйства нуждаются в техническом перевооружении и развитии социальной сферы. Финансовые ресурсы, необходимые для нормального функционирования хозяйства, получаются за счет бюджетных средств. Постепенно система бюджетного финансирования становилась более сложной и усовершенствованной - так было в 1970-1980-х годах. [39].

Средства госбюджета позволяют формировать на вновь освоенных землях в рамках аграрного сектора такие отрасли, как тепличное хозяйство, птицеводство, свиноводство, рисоводство.

В СССР благодаря значительной государственной поддержке осуществлялось строительство животноводческих комплексов и помещений, механических мастерских, складов, домов, детских садов, мелиорация земель и др. Государство было нацелено на повышение уровня экономического, финансового и социального статуса сельского хозяйства за счет бюджетных средств, что особенно характерно для 80-х годов прошлого века.

Уже в 1990 г. средний уровень рентабельности предприятий аграрного сектора составил 37%, удельный вес убыточных хозяйств в общей их численности был равен всего 2,8%, уровень оплаты труда составлял 93% к уровню оплаты труда в промышленной отрасли производства. Быстрые темпы развития социальной сферы села способствовали сокращению разрыва социальных условий жизни между городом и деревней. Важно отметить, что в дореформенный период благодаря государственной поддержке отрасли обеспечивался определенный уровень рентабельности производства агропромышленной продукции.

Отечественные инструменты государственного регулирования агропромышленного комплекса можно классифицировать по ряду особенностей.

Первоначально необходимо различать влияние государства на экономику отрасли в соответствии с методами воздействия - это методы административного и экономического характера.

Существующие рыночные условия ограничивают практическое применение административных методов, в том числе правоприменительных, запрещающих и разрешительных мер. Поэтому приветствуется использование методов экономического регулирования, которые подразделяются на бюджетные (или прямые) и внебюджетные [40].

Бюджетные методы финансирования предполагают предоставление бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней, а также проведение разработки и реализации программ, направленных на регулирование непродовольственного сектора. Данные методы предусматривают следующее распределение бюджетных средств: первая часть - это бюджетная служба, направленная на поддержание органов управления и подразделений, отвечающих за фитосанитарные, качественные, технические и другие контрольные функции в пищевой цепи; поддержание структуры, предоставляющей консультационные, научные, информационные и другие виды услуг агропромышленному комплексу. Вторая часть бюджетных средств направляется на реализацию мер поддержки растениеводства и животноводства за счет прямых бюджетных субсидий, компенсации затрат на ресурсы.

Расходы федерального бюджета России, направленные на финансирование агропромышленного комплекса, в динамике представлены в табл. 7.

Таблица 7

Динамика расходов федерального бюджета России в 2000-2019 гг., млрд руб.*

Год

Утвержденные расходы федерального бюджета, всего, млрд руб.

В том числе на сельское хозяйство и рыболовство, млрд руб.

Доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в общем объеме расходов федерального бюджета, %

2000

1014,2

15,4

1,5

2010

11126,0

142,3

1,3

2012

13035,4

149,6

1,1

2013

13464,3

220,1

1,6

2014

14831,6

179,9

1,2

2015

15854,3

222,2

1,4

2018

16416,5

203,1

1,2

2019

17016,9

224,8

1,3

* Источник: составлено автором по данным Минфина России.

Правительство Российской Федерации в рамках предоставления государственной поддержки аграрному сектору использует ряд форм и методов бюджетного финансирования инвестиционной и производственной деятельности отрасли, куда включают прямое бюджетное финансирование товаропроизводителей, государственную поддержку целевых программ, реализуемых в рамках повышения эффективности деятельности аграрного сектора экономики.

Все программы, связанные с оказанием поддержки предприятиям, деятельность которых направлена на аграрный сектор, можно разделить на две группы по объектам воздействия: первая - включает в себя реализацию мер, направленных на увеличение доходов товаропроизводителей (прямые субсидии животноводству, рыночные интервенции), а вторая - меры по снижению себестоимости продукции, например, компенсацию затрат на приобретение производственного оборудования, субсидирование кредитов и др.

Государственная поддержка сельского хозяйства на региональном уровне по многим критериям схожа с федеральным финансированием, но в большей степени учитывает специфику развития отрасли в конкретном регионе [40].

Следует отметить, что практически во всех регионах субсидируются ставки по кредитам на производство продукции отрасли, предусмотрена финансовая поддержка предприятий отрасли (лизинг), осуществляется страхование урожая и др. Однако статистика показывает, что объем средств, выделяемых из бюджета, недостаточен для реализации устойчивого развития и потенциала аграрного сектора.

На протяжении всего периода реализации рыночных реформ в России правительство и научные деятели дискутируют о соотношении рыночных и нерыночных источников развития отрасли АПК. Недостаточное исследование проблемы источников финансирования в теоретическом и методологическом планах обусловливает наличие несовершенства в законодательной базе и отсутствие эффективных мер государственного регулирования в отношении отрасли [42].

В то же время современные экономические условия требуют акцента на пропорциональном распределении косвенных мер финансовой поддержки промышленных предприятий и прямых субсидий на поддержку производства. Необходимо обратить внимание на изменение соотношения косвенных мер, способствующих распределению денежных средств.

Обобщая результаты проведенного на данном этапе исследования, следует отметить, что необходимость и значимость предоставления государственной поддержки для преодоления кризисной ситуации и реализации имеющегося потенциала российского АПК бесспорны. Вместе с тем вопросы, возникающие при реализации государственных мер в данной области, требуют дальнейшего развития и совершенствования.

 

Источник: Мишуров Н.П., Федоренко В.Ф., Морозов Н.М., Кондратьева О.В.,Войтюк В.А., Федоров А.Д., Слинько О.В. Экспортный потенциал АПК: опыт, проблемы и перспективы развития: аналит. обзор. – М.:ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – 200 с., страница 58 - 76

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА