Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Совершенствование государственного регулирования сельскохозяйственного производства и экспортного потенциала предприятий АПК

11.08.2021

В современных условиях повышение эффективности сельского хозяйства является одной из основных задач, успешное решение которой направлено на увеличение экспортного потенциала предприятий АПК.

Многочисленные исследования, проводимые в данном направлении, свидетельствуют об актуальности и сложности данной категории, в которой должны отражаться действия экономических законов и проявляться в важнейшей стороне деятельности предприятия - его результативности. Основой повышения экономической эффективности функционирования сельского хозяйства и экспортного потенциала являются поиск, разработка, внедрение и правильное применение новых экономических подходов в развитии сельскохозяйственного производства, которое должно стать надежным источником поступления продукции на зарубежные рынки в необходимом объеме и независимо от воздействия негативных факторов объективного и субъективного характера.

Государственное регулирование сельского хозяйства и экспортного потенциала на сегодняшний день является объективной необходимостью, в задачи которой входит поиск наиболее оптимальных условий взаимодействия рыночной системы с государственной. Цель, которую при этом ставит перед собой государство, - создание условий для более эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий. Проблемы, связанные с процессом государственного регулирования и поддержки экспорта, являются центральными с точки зрения стратегии и тактики развития экспортно ориентированного развития АПК.

В научном обеспечении разработаны различные пути разрешения данной проблематики, предполагающие как усиление государственного вмешательства в деятельность сельскохозяйственных предприятий, так и полный отказ от него. Основной целью государственного регулирования АПК являются формирование социальноэкономических и правовых условий, обеспечивающих динамичное развитие сельского хозяйства, стабильность реализуемых программ, способствующих экспортно ориентированному развитию отрасли.

Сельское хозяйство - уникальная отрасль, характеризующаяся низким оборотом капитала, крайне низкой инвестиционной привлекательностью, высокой трудоемкостью и рискованностью экспортной деятельности. На развитие аграрного сектора в меньшей степени влияют рыночные механизмы. В контексте реализации экспортно ориентированной политики развития актуальны вопросы необходимости и целесообразности государственного регулирования сельскохозяйственного производства, а также экспортного потенциала сельскохозяйственных предприятий.

Опыт стран-членов Всемирной торговой организации (далее - ВТО) подтверждает важность государственного вмешательства именно в аграрную сферу. При этом роль государственных органов заключается в осуществлении корректировки рыночного механизма в части ограничения возникающих последствий посредством нормотворческой деятельности. В связи с этим необходимо решить важную задачу: выстроить систему действенных взаимоотношений АПК с государством.

Агропромышленный комплекс современной России характеризуется многоотраслевой системой, потенциал развития которой имеет стратегическое значение для национальной экономики и определяет уровень продовольственной безопасности страны. Таким образом, государственная политика регулирования и поддержки в качестве стратегической составляющей механизма функционирования рыночной экономики должна учитывать специфику воспроизводственных процессов как отличительную особенность агропромышленного комплекса, в частности аграрной и экспортной деятельности.

Анализируя задачи государственного регулирования и поддержки АПК, необходимо отметить сходство региональных и общефедеральных проблем, с которыми сталкиваются отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители. Обобщая причины, обусловливающие необходимость государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов АПК в условиях реализации политики импортозамещения, следует выделить:

  • несовершенство рыночной формы хозяйствования;
  • введение санкционных мер в отношении как отдельных предприятий, так и отраслей в целом;
  • снижение общего уровня платежеспособности населения, способствующего резкому падению объемов зарубежной торговли.

В этих условиях возрастает роль государственных институтов в области развития как повышения производительности производственных процессов в сельском хозяйстве, так и в экспортной деятельности. Госучреждения должны прежде всего на законодательном уровне обеспечить гарантии прав интеллектуальной собственности разработчикам конкретных проектов и установку нормативов в сфере охраны окружающей среды, сохранения человеческого капитала. Формируя соответствующие стандарты в вышеуказанных областях, государство выступает с общенациональных позиций, которые учитывают интересы товаропроизводителей. В этом смысле отчисления с продаж определенных видов сельскохозяйственной продукции в специальные фонды, организованные для продвижения на зарубежном рынке новых товаров и проведения научно-исследовательских работ с целью внедрения инновационных технологий, следует считать весьма перспективным направлением. При этом ключевыми стратегическими направлениями развития АПК является обеспечение доступа к крупным и растущим рынкам сбыта продукции в близлежащих странах посредством реализации ряда мероприятий, основными из которых являются следующие:

  • содействие в развитии логистических центров, необходимых для хранения, первичной обработки и сбыта продукции;
  • регулирование доступа зарубежных производителей приоритетных для округа товарных групп АПК на российский рынок;
  • создание и продвижение брендов продовольственной продукции округа;
  • повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
  • развитие системы переработки, современных технологий и модернизация производств посредством стимулирования развития агропромышленных парков, повышения доступности механизма предоставления гарантий, залоговых фондов и поручительств;
  • рост государственных субсидий на приобретение современного оборудования, а также средств производства;
  • интеграция малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку посредством развития законодательной базы для функционирования потребительских кооперативов сельскохозяйственного профиля;
  • усиление работы по информированности малых производителей и популяризация кооперативной деятельности.

В Калужской области экспортная деятельность сельхозпроизводителей и сельхозпредприятий характеризуется сложностью и неоднозначностью происходящих процессов, что отражают последствия проводимых в последние годы реформ и ситуация на внешних рынках.

Ряд предприятий перерабатывающей промышленности осуществлял инвестиционные проекты с привлечением внебюджетных средств. Так, например, ООО «Зеленые линии» строит животноводческий комплекс на 1200 голов крупного рогатого скота, а также молокоперерабатывающий завод, включая цех по производству сыров Контэ. Общая стоимость проекта более 2 млрд руб. собственных и кредитных средств.

Модернизация и расширение племенного птицеводческого производства, осуществляемые ОАО «Племенной репродуктор «Михайловский», требуют инвестиций на сумму 225 млн руб. В числе других инвестиционных проектов, осуществляемых предприятиями перерабатывающей промышленности региона, следует отметить производство клейковины, крахмала и патоки (стоимость 500 млн руб.), строительство кондитерской фабрики, развитие питомниководства и расширение племенного животноводства.

Развитие сельскохозяйственной отрасли в меньшей степени подвержено действию рыночных механизмов. Вопрос о необходимости и целесообразности государственного регулирования АПК в условиях реализации политики импортозамещения является, несомненно, актуальным.

В этой связи требуются совершенствование нормативной базы, регламентирующей предоставление субсидий, мер государственной поддержки и механизма распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем действующие правила распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и используемые показатели результативности предоставления субсидий не в полной мере отвечают требованиям. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» [111] эффективность субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам оценивается ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации исходя из показателей результативности предоставления субсидии. Более спорным является использование в качестве критерия оценки влияния непогашенной задолженности, которая не только не обеспечивает объективную оценку эффективности государственной поддержки, но и не стимулирует ресурсную эффективность сельскохозяйственного производства.

Одним из самых больших недостатков нынешнего механизма поддержки российского кредитования является то, что субсидирование части процентных расходов связано с ставкой рефинансирования Центрального банка, которая напрямую не связана с процентными ставками таких коммерческих банков, как Сбербанк и Россельхозбанк.

На выделенные государством в рамках программ поддержки средства предприятия (фермеры) могут приобрести:

  • земли, пригодные для ведения сельского хозяйства;
  • необходимую технику;
  • посадочный материал;
  • скот, предназначенный для разведения в данном фермерском хозяйстве.

Средства также могут быть направлены на ремонт и реконструкцию зданий и сооружений, необходимых для переработки сельскохозяйственной продукции, произведенной в данном хозяйстве, на закупку необходимого для этих целей оборудования и расходных материалов, организацию хранения продукции, инвентаря, строительства.

На наш взгляд, необходимо подписать соглашение между региональными органами управления агропромышленным комплексом и производителями оборотных средств. Например, если соглашение будет подписано министерством сельского хозяйства Калужской области и производителями минеральных удобрений, то цены для всех потребителей минеральных удобрений на внутреннем рынке будут стабильными.

Производители минеральных удобрений знают, сколько они ежегодно должны поставлять на внутренний рынок региона. А потребители минеральных удобрений - по какой цене могут сделать закупку минеральных удобрений и планировать свои действия, финансовые ресурсы на эти цели на полгода вперед.

Кроме того, дотации можно выделять в натуральной форме путем заключения аналогичных договоров с поставщиками ГСМ и посадочного материала.

Как видно из табл. 27, объем дотаций и субсидий в 2016-2019 гг. сокращается и в 2019 г. составил 163953 тыс., что на 271816 тыс. руб. ниже уровня 2015 г., когда объем дотаций и субсидий достиг максимального объема - 435769 тыс. руб.

Таблица 27 - Сумма дотаций и субсидий предприятиям АПК Калужской области, тыс. руб.

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Дотации, субсидии 239331 273 379 382 695 435 769 213 789 163 953
К предыдущему периоду, % 114,2 140,0 113,9 49,1 76,7
К 2014 г. (2014 г. принят за 100%), % 100 114,2 159,9 182,1 89,3 68,5

Необходимо усиление ответственности за неэффективное использование средств господдержки посредством корректировки ставки субсидии на 1 га в соответствии с процентом достижения результативного показателя - объема производства продукции растениеводства в зерновых единицах на 1 га посевной площади, значение которого устанавливается в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом министерством сельского хозяйства Калужской области с каждым ее получателем.

В целом переход к погектарному субсидированию следует признать правильным, так как он более понятен сельхозтоваропроизводителям и уменьшает возможность злоупотреблений, хищений и коррупции. Положительным моментом является и то, что при погектарном субсидировании все хозяйства заинтересованы в эффективном использовании земель, что может предотвратить дальнейшее их выбывание из оборота.

В условиях острого дефицита бюджетных ассигнований на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) сегодняшний заявительный порядок предоставления субсидии, при котором не учитываются результаты деятельности бюджетополучателя, должен быть заменен механизмом лимитирования субсидий конкретному бюджетополучателю на текущий финансовый год. Практически это можно реализовать следующим образом. По мере утверждения лимита субсидии на очередной финансовый год рассчитывается лимит субсидии потенциальным бюджетополучателям, подавшим заявку на ее получение, пропорционально их доле в производстве продукции растениеводства (животноводства) в стоимостном выражении для сельскохозяйственных товаропроизводителей и стоимости закупаемого сырья для переработки предприятиями перерабатывающей промышленности. Рассчитанный лимит закрепляется в соглашении.

Дифференцированный подход к государственной поддержке кредитования будет способствовать внедрению ресурсосберегающих технологий, увеличению производства и снижению долговой нагрузки товаропроизводителей.

Необходим переход и к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия. Инвестиции для формирования производственной и социальной инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности следует осуществлять (на данном этапе развития) за счет средств федерального и региональных бюджетов, привлечения лизинговых компаний и других коммерческих структур к финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населения, иностранных инвестиций и др. Привлечение инвестиций в регионы, в том числе зарубежные, возможно только при очень надежных гарантиях Центрального банка или Минфина России под материальные ценности - основные фонды, землю, полезные ископаемые.

В нынешней системе государственной поддержки сельского хозяйства прямые меры - важнейшие и приоритетные. К ним относятся формы бюджетного финансирования всех уровней, оказывающие непосредственное влияние на финансовые результаты хозяйствующих субъектов. В то же время речь идет о целевом использовании средств для поддержки аграрного сектора. Все вышеизложенное говорит о том, что государственное регулирование АПК Калужской области необходимо вести с учетом специфики региона, важнейшим составляющим элементом которой является экономический механизм воздействия, включающий в себя налоговую, бюджетную и кредитную политику.

Господдержка представлена прежде всего субсидированием или возмещением части затрат на производство, но в нынешних условиях эксплуатации необходимо перейти к более развитой системе, которая будет опираться на плановую или выборочную поддержку сельхозтоваропроизводителей. Планирование, целевое планирование и финансирование являются основными инструментами совершенствования государственного регулирования. Кроме того, требуется государственное регулирование инвестиций в сельское хозяйство. Поэтому необходимо создать условия для инвестиционной привлекательности и активности аграрных проектов.

Для того чтобы внедрить необходимые методы на практике, правительство должно принять основные принципы инвестиционной политики.

К сдерживающим факторам развития регионального АПК относятся:

  • высокая степень износа основных фондов;
  • низкий уровень технической оснащенности;
  • высокий износ сельхозмашин;
  • высокие цены на новую технику;
  • недостаточное развитие лизинга;
  • отсталые технологии.

Необходимо ввести субсидии на компенсацию части затрат, выделяемые сельхозтоваропроизводителям на приобретение техники и оборудования. Реализация инновационной и инвестиционной политики должна стать основным направлением государственного регулирования эффективности сельскохозяйственного производства.

Это позволит снизить себестоимость продукции при одновременном увеличении ее производства. Необходимо перевести сельское хозяйство на новейшие технологии, так как в этой отрасли по сравнению с промышленностью требуется более высокая стоимость за единицу вновь созданной стоимости. При решении этих задач основной проблемой остается увеличение прибыли, что затрудняет процесс масштабирования и обновления материально-технической базы (МТБ). Многие хозяйства не имеют собственного оборотного капитала.

В сложившейся ситуации АПК Калужской области будет развиваться путем активизации процессов кооперации и интеграции, мобилизуя при этом внутренние резервы. Для решения поставленной задачи необходимо сформировать рыночную инфраструктуру при последовательном увеличении государственной поддержки. В результате этого будут созданы условия для расширенного воспроизводства в АПК региона.

Для достижения поставленных целей агробизнес Калужской области предусматривает следующие направления: концентрация средств производства на наиболее прибыльных предприятиях, реорганизация убыточных предприятий в соответствии с антимонопольным законодательством, поддержка горизонтальной и вертикальной интеграции.

Также необходимо обеспечить контроль за выплатой субсидий производителям для более эффективного использования государственных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса, предпочтительно определяемых на конкурсной основе участниками программы государственной поддержки. Эффективное развитие сельского хозяйства региона требует обновления МТБ и внедрения ресурсосберегающих технологий в аграрный сектор.

 

Источник: Мишуров Н.П., Федоренко В.Ф., Морозов Н.М., Кондратьева О.В.,Войтюк В.А., Федоров А.Д., Слинько О.В. Экспортный потенциал АПК: опыт, проблемы и перспективы развития: аналит. обзор. – М.:ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – 200 с., страница 152-161

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА