Отечественный и зарубежный опыт показывает, что комплексная система стимулирования развития сельскохозяйственной кооперации должна включать в себя следующие меры:
• совершенствование кооперативного законодательства;
• развитие институтов местного самоуправления;
• укрепление социальной базы кооперации - рост поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве, включая семейные К(Ф)Х и малые сельскохозяйственные организации;
• развитие кооперативной инфраструктуры;
• федеральная поддержка региональных и местных фондов развития кооперации, негосударственных консультационных организаций и др.;
• формирование федеральной кооперативной товаропроводящей сети и общероссийского кооперативного бренда.
Одной из причин, сдерживающих развитие кооперации в аграрной сфере, по мнению ученых и практиков, является несовершенное законодательство о кооперации [42, 43].
Актуальные направления совершенствования законодательства о сельскохозяйственной кооперации были обозначены на VII Всероссийском съезде сельскохозяйственных кооперативов (15 ноября 2019 г.) [45]. Ниже приведены предложения из резолюции съезда, касающиеся совершенствования законодательства, в части мер, обеспечивающих повышение доходности СПоК. В качестве первоочередных законодательного регулирования отмечены следующие:
• предусмотреть в Гражданском кодексе Российской Федерации право сельскохозяйственных потребительских кооперативов на распределение прибыли, полученной от некоммерческой деятельности (операции с членами и непосредственно связанных с ними операций);
• предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации освобождение от кооперативных выплат, производимых членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, обложения страховыми взносами;
• предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации нулевую ставку налога на прибыль, а также нулевую ставку единого налога по упрощенной системе налогообложения - в отношении прибыли/дохода, полученной(-ого) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами от операций с членами кооператива;
• внести изменения в ст. 145 Налогового кодекса и увеличить размер установленной градации по переходу на уплату НДС для плательщиков ЕСХН до 800 млн руб;
• предусмотреть в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение ряда норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»;
• внести поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», в которых предусматривается обязанность торговых сетей в обеспечении присутствия на торговых прилавках не менее 30% продукции местных сельхозтоваропроизводителей;
• внести изменения в Федеральный закон 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части обеспечения СПоК преференциями при участии в госзакупках с установлением квоты в размере не менее 25%;
• внести изменения в ст. 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых предусмотреть передачу без проведения торгов земельных участков в собственность или в аренду сельскохозяйственным кооперативам, образованным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», под строительство и эксплуатацию кооперативных торговых зданий;
• внести изменения в законодательство Российской Федерации, регулирующее розничную торговлю, поправки, вводящие максимальный срок расчетов по договорам поставки с сельхозтоваропроизводителями и СПоК в 10 дней со дня осуществления поставки;
• внести изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», а именно в п.4 ст. 213.28 включить пятый абзац следующего содержания: «обязательство возникло в результате получения займа в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе»;
• выступить с законодательной инициативой по выводу из-под государственного регулирования Банком России деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
• распространить мероприятия федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на поддержку хранения и реализации сельскохозяйственной продукции в специализированных потребительских кооперативах и логистических центрах;
• разработать Концепцию развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, предусматривающую создание системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, способной противостоять коммерческим структурам на рынках;
• пересмотреть требования предоставления грантов в части обязательного срока осуществления деятельности СПоК, увеличив его до 10 лет;
• включить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) в программы поддержки и развития инфраструктуры для малого бизнеса, в частности в программы реализации мероприятий Национального проекта по направлению «Малое предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
• привести условия по объединению в качестве членов кооператива сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствие с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предоставив такое право всем малым предприятиям [45];
• установить для региональных гарантийных организаций целевые задания по количеству предоставленных гарантий по кредитным обязательствам сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
• предусмотреть в правилах работы региональных гарантийных организаций предоставление гарантий вновь образованным сельскохозяйственным кооперативам;
• отнести гарантии/поручительства региональных гарантийных организаций, выданные в рамках государственных программ поддержки МСП, к обеспечению I категории качества и внести соответствующие изменения в п. 6.2. Положения № 590-П;
• учесть предложения сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, направленные в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы», в части пропорционального регулирования их деятельности;
• принять региональные нормативно-правовые акты, способствующие развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации и вовлечению населения сельских территорий посредством создания нового режима налогообложения, и по совершенствованию системы закупок;
• внести изменения в региональные нормативные правовые акты в сфере градостроительной деятельности, закрепляющие возможность нахождения кооперативных торговых объектов в рамках местных планов землепользования и застройки территорий;
• принять нормативные правовые акты, предусматривающие приоритетную передачу сельскохозяйственным кооперативам объектов торговли и торговых площадей, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из вышеприведенных предложений, указанных в резолюции VII Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов, следует, что главная цель нормативно-правового регулирования мер государственной поддержки развития кооперации на селе - создание экономических стимулов для привлечения ЛПХ, крестьянских (фермерских) хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных организаций в кооперативы.
В 2020 г. часть предложений, высказанных на VII Всероссийском съезде сельскохозяйственных кооперативов, нашла отражение в принятых мерах по совершенствованию нормативно-правого регулирования деятельности и господдержки [31, 32, 34, 47].
Зарубежная и отечественная практика показывает, что кооперативы должны обладать конкурентными преимуществами в сравнении с коммерческими структурами за счет льготного налогообложения, снижения тарифов на потребляемые ресурсы и других мер [26, 48]. Поддержка обязана носить комплексный характер, предусматривающий увеличение объемов грантовой поддержки, совершенствование деятельности ЦК, расширение членской базы СПоК за счет поддержки и вовлечения ЛПХ, средних и малых сельскохозяйственных организаций.
Существенно возросла активность в реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на 2018-2024 гг. институтов развития: АО «Корпорация «МСП», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк».
С целью информационно-методического обеспечения реализации федерального проекта АО «Корпорация «МСП» разработала и представила схему действующего комплекса мер системы поддержки К(Ф)Х, СПоК, оказываемых Минсельхозом России, региональными органами управления АПК и институтами развития на разных этапах деятельности, начиная от их создания (табл. 19) [49].
Особенно актуальной для МФХ стала проблема сбыта продукции в условиях пандемии короновируса. Организация продажи произведенной продукции напрямую без перекупщиков позволяет повысить доходность субъектов МСП. АО «Корпорация «МСП» предложен и отрабатывается механизм сотрудничества с федеральными торговыми сетями (рис. 9).
Рис. 9. Схема взаимодействия при поставках сельхозпродукции в федеральные торговые сети
Таблица 19
Меры поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации в соответствии с жизненным циклом [49]
В рамках заключенных соглашений о взаимодействии АО «Корпорация «МСП», «Х5 Ритейл Групп» и «Метро Кэш энд Керри» реализуют совместные мероприятия, направленные на обеспечение доступа сельскохозяйственных кооперативов к поставкам в федеральные торговые сети (гипермаркеты «Карусель», универсамы «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», магазины «Перекресток-Экспресс» и «Метро Кэш энд Керри»). Направления деятельности в рамках соглашений представлены в табл. 20
Таблица 20
Направления деятельности в рамках соглашений
О запуске «зеленого коридора», специальной упрощенной процедуры ввода товаров для фермеров и локальных производителей, субъектов МСП объявила ГК «Дикси». Поставить товар в торговую сеть «Дикси» можно будет за 10 рабочих дней при следующих условиях:
• простой договор без штрафов и сложных юридических обязательств;
• упрощённая проверка контрагента за один день;
• доверие к качеству продукции при наличии сертификатов;
• упрощенный электронный документооборот, не требующий бумажной волокиты;
• отсрочка платежа сокращена до пяти дней с момента приёмки товара на РЦ.
«Зеленый коридор «Дикси» создан специально для фермеров и производителей, относящихся к субъектам малого предпринимательства. Проект реализуется при поддержке агрегатора «Ешь деревенское», который берет на себя функции поиска фермеров, контроль за качеством продукции, а также организацию логистики до магазинов. «Зеленый коридор «Дикси» особенно актуален для тех поставщиков, которые не имеют опыта работы с крупными торговыми сетями.
Сотрудничество с агрегатором «Ешь деревенское» позволит МФХ попасть на полки федеральных сетевых магазинов в кризисный период и приобрести опыт взаимодействия на будущее, а для населения больших городов фермерские продукты станут доступнее [50].
В Краснодарском крае фермеры также получили возможность поставлять свою продукцию в крупные торговые сети. Представить коммерческие предложения производители смогут на закупочных сессиях в Краснодаре.
В 2019 г. были организованы закупочные сессии, позволившие торговым сетям дополнить свой ассортимент качественной продукцией, а местным производителям увеличить сбыт на 30%. При проведении закупочных сессий с участием ведущих розничных торговых сетей фермеры смогут представить продукцию и договориться о возможности поставок и заключения контрактов [51].
С целью организации дополнительных каналов сбыта продукции МФХ Минсельхозом России разрабатывается механизм предоставления фермерам льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов для приобретения ими торгового оборудования или создания собственных торговых точек. Кроме того, в региональных АПК МФХ оказывается содействие в организации взаимодействия с интернет-агрегаторами, которое показало результативность в условиях самоизоляции населения [52]. Также оказывается поддержка в создании кооперативов второго (областного) уровня, на базе которых будут организованы распределительные центры для небольших производителей сельхозпродукции, где можно формировать крупные товарные партии для сетевых магазинов. При этом центры компетенций помогут определить рынки сбыта продукции, разработать бренд и маркетинговую стратегию хозяйств [53].
В рамках реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», как отмечено ранее, действуют такие меры господдержки К(Ф)Х и СПоК, как субсидии на организацию хранения, упаковки, предпродажной подготовки, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения мобильных торговых объектов.
В регионах предполагаются организация муниципальных ярмарочных площадок, строительство типовых павильонов, предоставление торговых мест на безвозмездной основе [54, 55].
В Московской области при поддержке правительства Москвы реализован проект межрегиональных ярмарок. Современные нестационарные торговые рынки разрешено размещать рядом с метро, вокзалами и другими местами [56].
В Санкт-Петербурге появятся новые форматы нестационарной торговли: фудтраки и киоски производителей хлеба, рыбы, молока и мяса. Их смогут устанавливать и фермеры из Ленинградской области. Это позволит предприятиям расширить рынки сбыта и избежать доминирования крупных ретейлеров, на которые, по оценке, приходится 91% всего оборота продовольствия города. Распределяться места под такие киоски будут на специализированных торгах для производителей, что позволит снизить порог входа на рынок для малого бизнеса, а жителям города - приобретать свежую качественную продукцию местных производителей. Предложения о местах размещения таких объектов могут подавать юридические лица, индивидуальные предприниматели, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, а также граждане. Сбор предложений осуществляют администрации районов города. Договоры будут заключаться по результатам проведения аукциона [57].
Такие меры по поддержке сбыта продукции МФХ предложено реализовать Минпромторгу России во всех регионах страны. Главными условиями при этом являются обеспечение ветеринарного контроля, строгий отбор поставщиков. На первом этапе могут быть получатели господдержки, например «Агростартапа», которые проходили все проверки на этапе получения гранта.
Муниципалитетам при утверждении схем нестационарной торговли предлагается предусмотреть не менее 20% таких мест для реализации фермерской продукции, их часть на льготной или паритетной основе должны предоставлять местным производителям для продажи своей продукции. Также следует предусмотреть выделение бесплатных торговых мест под мобильную торговлю.
Необходимо ускорить принятие двух законов: по оптовым и розничным рынкам (снимающий избыточные требования к организации их работы, который в ближайшее время вынесет на рассмотрение Правительство Российской Федерации), и по нестандартной и развозной торговле (задерживается законодателями по разным причинам). Этот закон вводит обязательство предоставлять предпринимателю компенсационное место для торговли взамен изъятого в интересах государственных или муниципальных нужд, а также устанавливает права на размещение торговой точки не менее чем на пять лет с их продлением без последующих торгов, а также легализует автолавки, фудтраки, что даст еще дополнительный стимул автопрому [5].
Важным направлением в расширении рынков сбыта отводится поддержке экспорта продукции МФХ [58, 59]. Как показал опыт кооператива «Союз» Саратовской области и других регионов, МФХ располагают существенным экспортным потенциалом [55, 56, 57].
Ростовская область традиционно лидирует среди субъектов Российской Федерации по экспорту продукции АПК. В 2018 г. регион занял первое место, получив от международной торговли продовольствием 5,2 млрд долл. США, к 2024 г. планируется получить от экспорта 7,4 млрд долл.
Перспективным направлением для роста экспорта в регионе является развитие переработки сельхозпродукции. Экспортно-ориентированным предприятиям наряду с федеральными мерами поддержки в рамках приоритетного проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» в бюджете региона предусмотрена финансовая поддержка: льготное кредитование по ставке 3%, субсидирование - 50% затрат на строительство, реконструкцию и перевооружение мелиоративных систем. Перерабатывающие предприятия смогут получить компенсацию части затрат на транспортировку сельхозпродукции наземным транспортом. Для продвижения сельскохозяйственной продукции на экспорт минсельхозпрод Ростовской области содействует участию производителей в демонстрационных мероприятия, бизнес-миссиях и коллективных экспозициях на международных выставках [63, 64].
Локомотивом аграрного экспорта должна стать глубокая переработка зерна и масло семян, где существенную долю в их производстве занимают К(Ф)Х, в которых производится более 30% зерновых.
Приоритетными направлениями грантовой поддержки в регионе являются мясное, молочное скотоводство и овощеводство. С 2012 по 2018 г. на грантовую поддержку фермеров было направлено 2,3 млрд руб. Потребительским кооперативам из регионального бюджета предусмотрено две субсидии: компенсация затрат кооператива, связанных с реализацией сельхозпродукции, полученной от членов кооператива (в зависимости от объёма реализации - 10-15% затрат); компенсация части затрат (но не более 50%) сельскохозяйственных животных для членов кооператива или сельхозтехники для оказания услуг членам кооператива. До 2024 г. планируется вовлечь в субъекты малого и среднего сельского предпринимательства около 2000 человек [65].
Алтайский край с 2017 г. является пилотной территорией по реализации мероприятий развития сельскохозяйственной кооперации [66]. В 2018 г. там был зарегистрирован первый экспортно-ориентированный сельскохозяйственный потребителький снабженческо-сбытовой кооператив «Алтайский агропродовольственный союз», созданный посредством слияния СССПК «Крестьянские подворья Алтая» и СКПК «Агрокредитсоюз». Практика показывает, что сдерживающим фактором роста производства в аграрной отрасли является проблема реализации готовой продукции, особенно переработки зерна и масличных культур, из-за удаленности региона от основных рынков сбыта. В этой связи в крае планируется формирование внешнеторговых, экспортных кооперативов на базе существующих кооперативных организаций или вновь организуемых. Предполагается создание нескольких видов экспортных кооперативов.
Первая модель: кооперативы, объединяющие сельхозтоваропроизводителей, ориентированных на поставку продукции на экспорт. Им потребуется господдержка в виде субсидий или грантов, которые пойдут на приобретение зерновозов с прицепами грузоподъемностью до 50 т, зерноочистительных комплексов, а также на строительство ангаров временного хранения зерна. Экспортерам мяса она необходима для строительства скотобойных цехов, приобретения рефрижераторов, стационарного холодильного оборудования в забойных цехах. В регионе уже действуют мини-заводы по забою крупного рогатого скота и переработке говядины, поступающей в рамках кооперации от МФХ [67, 68].
Вторая модель: кооперативы, объединяющие сельхозпроизводителей и трейдер-экспортеров, которым потребуется господдержка в виде льготных кредитов на строительство и оборудование торговых домов, развитие транспортной инфраструктуры, строительство зерновых терминалов, приобретение железнодорожных вагонов и контейнеров, в том числе продовольственных.
Третья модель: кооперативы, объединяющие сельхозтоваропроизводителей и элеваторы. Этим кооперативам потребуются субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам на покупку оборудования для увеличения мощностей по хранению. Также целесообразно субсидирование части затрат, связанных с железнодорожными перевозками, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции.
В 2018 г. в Алтайском крае государственная поддержка в форме гранта в сумме 31,5 млн руб. оказана трем сельскохозяйственным кооперативам. Наряду с финансовой поддержкой сельскохозяйственных потребительских кооперативов для успешной реализации программы «Экспорт продукции АПК» необходимы информирование компаний и сельхозтоваропроизводителей о перспективных направлениях экспорта, формах и механизмах государственной поддержки потенциальных экспортеров, развитие компетенций в области экспортной деятельности [69, 70, 71].
Источник: Государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации малых форм хозяйствования: аналит. обзор. – М.:ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 46-58.