В зарубежных странах, особенно США и странах ЕС, популяризация научно-технической деятельности является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической политики благодаря тесному взаимодействию науки, государства и общества.
Телевидение, популяризирующее науку в этих странах, развивается с 1960-х годов, и с каждым годом количество научнопопулярных передач возрастает. Позже стали появляться специализированные каналы, посвященные науке, которые со временем приобрели мировую известность и на сегодняшний день являются мировыми лидерами в производстве и трансляции научно-популярных проектов, прежде всего ВВС (Великобритания), ряд каналов - «Discovery», «National Geographic Channel» (США).
Отличительной чертой высоких темпов развития зарубежной системы популяризации научно-технических достижений посредством телевидения является привлечение к сотрудничеству ученых. Например, в США и Великобритании закрепилась достаточно успешная практика общения ученых с обществом. Например, ученые активно освещают результаты своих исследований через пресс-секретарей, а также на своих интернет-сайтах или порталах с целью привлечения к сотрудничеству журналистов, инвесторов и партнеров.
В США и странах ЕС научно-популярные программы нацелены на аудиторию, не имеющую специального образования, путем формирования у них ощущения значимости и престижности работы ученых и результатов их деятельности. Научно-популярные передачи и фильмы широко используют эмоциональные и зрительные образы с минимальным количеством научной информации (документальные фильмы каналов ВВС и «Discovery»).
Анализируя опыт популяризации научно-технической деятельности зарубежных стран, следует отметить, что лидером научнопопулярного вещания являются США. В отличие от европейских стран, где развита государственная поддержка научно-популярной журналистики, в США ученым приходится самостоятельно заботиться о привлечении финансирования для исследований, поэтому американские ученые особенно заинтересованы в популяризации своих результатов и активно сотрудничают с журналистами и общественностью. Кроме того, значительное внимание уделяется высокому качеству образования научных журналистов. Так, при университетах действуют программы двойного образования (например, журналистика и геология).
В стране успешно функционирует специальный информационный ресурс - онлайн-сервис новостей EurekAlert, основанный Американской ассоциацией содействия развитию науки «The American Association for the Advancement of Science» (AAAS) [87, 88].
С помощью этого ресурса университеты, медицинские центры, журналы, государственные учреждения, корпорации и другие организации, занимающиеся исследованиями, могут распространять новости мира науки в средствах массовой информации.
Мировую известность получили следующие научно-популярные телеканалы США:
• «Discovery Channel HD» - мировой лидер среди научнопознавательных каналов. Вещание телеканала осуществляется круглосуточно, в эфире представлены преимущественно документальные передачи о науке и технологии. Владеет каналом компания «Discovery Communications». Канал является частью сети Discovery, включающей в себя каналы «Animal Planet» (канал о мире животных), «Discovery World» (бывший «Discovery Civilization» - документальные программы о происходящем по всему миру), «Discovery Science» (канал, посвященный научным программам) и др. Охват канала составляет 220 стран и 3 млрд подписчиков;
• «National Geographic Channel» - входит в тройку самых популярных документальных телеканалов мира и транслирует научнопопулярные документальные фильмы производства «Национального географического общества США». Основные цели создания канала - распространение и популяризация естественно-научных знаний. Содержание фильмов чаще всего имеет отношение к науке, природе, культуре и истории. Канал охватывает 171 страну, 440 млн домохозяйств, транслируется на 38 языках, рассчитан на широкую возрастную аудиторию. Документальные фильмы канала «National Geographic» завоевали более 800 различных международных наград и премий. Также большую популярность имеют каналы «The Biography Chanel» и «The History Channel».
Среди европейских стран лидером популяризации научнотехнической деятельности посредством масс-медиа является Великобритания, где телевидение считается весомой частью национальной культуры, а наука занимает прочные позиции в сетках вещания.
С 1998 г. в стране функционирует европейский пресс-центр по науке и искусству Alpha [89]. В настоящее время он представляет собой четырехъязычный информационный ресурс о науке, находящийся в открытом доступе, в том числе для использования журналистами. Основным национальным телеканалом Великобритании, принадлежащим государству, является ВВС, который входит в тройку мировых лидеров по производству научно-популярных программ и фильмов. Кроме ВВС, научно-популярные передачи выпускают каналы «ВВС2», «Channel 4», «Channel 5» и «ITV». Для самых популярных передач о науке выделяется прайм-тайм.
За последние годы канал «ВВС Science» заметно увеличил выпуск передач о науке - до 235 ч в год, тем самым поддерживая возрастающий культурный уровень аудитории, сотрудничает с Королевским научным обществом, которое активно участвует в повышении интереса публики к науке и отстаивает интересы науки в британских СМИ. Поэтому на основе опыта ведущих зарубежных стран можно отметить следующие основные направления, способствующие росту популяризации новых знаний на телевидении:
• формирование системной политики, ориентированной на популяризацию научных (научно-технических) результатов в СМИ;
• повышение качества научно-популярной телепродукции путем налаживания активного сотрудничества и повышения эффективного взаимодействия между учеными и журналистами, специализированного обучения научно-популярных тележурналистов и повышения их квалификации, внедрения лучших зарубежных практик в области популяризации научно-технической деятельности на телевидении;
• организация в научных структурах пресс-служб, а также информационных агентств, аккумулирующих информацию, собранную пресс-службами;
• увеличение государственного финансирования научно-популярной деятельности, в том числе популяризации научно-технологических достижений и передового опыта [8, 90].
Источник: Анализ методов распространения новых знаний в сельском хозяйстве за рубежом: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 70-73