Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Оценка и индексы новых знаний за рубежом

14.06.2021

Новые знания на современном этапе представляют собой сложную иерархическую систему, реагирующую на оперативную обстановку и учитывающую стратегические цели развития стран.

Наибольший интерес вызывают организация работы, технологии и продукты информационной поддержки аграрного сектора в США и Европе.

Новые знания требуют конкретизации для каждого вида деятельности, информационного и программного обеспечения, консультационного сопровождения.

Важно, что сельское хозяйство - наукоемкая отрасль, и создание эффективных знаний требует скоординированного действия организаций и специалистов множества направлений, расчетов и больших материальных и финансовых затрат. Таким координатором во всех странах выступают государственные структуры [12].

С 70-х годов ХХ в. в результате накопления знаний, разработки новых технологий и их широкого распространения началось формирование экономики знаний, приходящей на смену индустриальной экономике. В укладе жизни человечества происходят кардинальные перемены. Они основываются на развитии науки и эффективных инновационных технологий, более высоком уровне управления, более рациональном использовании ресурсов, связанных с этими факторами новыми возможностями в производстве, потреблении и снижении удельных затрат ресурсов на выпуск продукции и услуг, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества и т.д. [11, 25].

Одним из первых обратил внимание на изменения в структуре экономики австроамериканский ученый Ф. Махлуп, в своем издании «The Production and Distribution of Knowledge in the United States» («Производство и распространение знаний в США») (1962 г.) он ввел в научный оборот термин «экономика знаний» и выявил решающую роль знаний для инновационного развития экономики [15].

Экономика знаний основывается на формировании знаний в процессе развития страны и рациональном использовании, другими словами, устойчивое экономическое развитие страны зависит от уровня развития науки и техники, технологий и образования. Это было подтверждено исследованиями, проведенными Ромером (1986, 1990), Лукасом (1988), Гроссманом и Нелпманом (1991) [16], Romer Paul (1986, 1990) [17-20].

Успешный переход к экономике знаний возможен благодаря комплексному подходу, включающему в себя: долгосрочные инвестиции в образование, развитие инновационного потенциала, модернизирующую информационную инфраструктуру, экономические стимулы и институциональный режим, способствующие предпринимательству [21].

К основным принципиальным особенностям знаний можно отнести умственные усилия; дискретность знания как продукта; знания могут передаваться свободно между людьми и приобретать форму товара; знания являются информационным продуктом, а информация после того, как ее использовали, не исчезает как обычный материальный продукт и может использоваться неоднократно [22].

Особенности знаний являются ключевыми при формировании экономики знаний, оказывая влияние на структуру народного хозяйства той или иной страны. В связи с этим можно предложить следующую структуру экономики знаний, обобщив классификации отраслей национальной экономики разных стран (рис. 1):

• отрасли, имеющие приоритетное развитие, без которых переход к экономике знаний невозможен. В них происходят формирование новых знаний, сохранение существующих и передача накопленных знаний последующим поколениям. К ним можно отнести науку, ко - торая включает в себя научно-исследовательские организации; конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации; опытные заводы; организации промышленного производства; образование, которое представлено образовательными учреждениями разного уровня; научные школы при университетах и др.;

• отрасли и технологии, способствующие передаче информации и знаний между всеми субъектами как национальной экономики, так и мировой в условиях глобализации;

• отрасли, использующие новые и накопленные знания. К ним можно отнести все остальные отрасли экономики, осуществляющие практическое применение накопленных знаний, достижений науки и техники.

 izn-2021-06-14-01

Индекс экономики знаний (далее - Индекс) - это комплексный показатель, характеризующий уровень развития экономики, основанной на знаниях, в странах и регионах мира. Разработан в 2004 г. группой Всемирного банка (The World Bank) в рамках специальной программы «Знания для развития» (Knowledge for Development, K4D) для ежегодной оценки способности стран создавать, принимать и распространять знания. Предполагается, что данный Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике и измерения готовности страны к переходу на модель развития, основанной на знаниях [15].

В основе расчёта Индекса лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology, KAM), которая включает в себя комплекс из 109 структурных и качественных показателей, объединённых в четыре основные группы:

1. Индекс экономического и институционального режима (The Economic Incentive and Institutional Regime). В нем рассматриваются условия, в которых развиваются экономика и общество в целом, экономическая и правовая среда, качество регулирования, развитие бизнеса и частной инициативы, способность общества и его институтов к эффективному использованию существующего и созданию нового знания.

2. Индекс образования (Education and Human Resources). Уровень образованности населения и наличие у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний, показатели грамотности взрослого населения, отношение зарегистрированных учащихся (студентов и школьников) к количеству лиц соответствующего возраста, а также ряд других показателей.

3. Глобальный Индекс инноваций (The Innovation System). С 2007 г. представляет консорциум Корнельского университета (США), Школы бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организации интеллектуальной собственности. Включает в себя уровень развития национальной инновационной системы, объединяющей исследовательские центры, университеты, профессиональные объединения и другие организации, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание, создают новые знания и технологии, а также количество научных работников, занятых в сфере НИОКР, количество зарегистрированных патентов, число и тираж научных журналов, цитирований и т.д.

ГИИ-2020 сформирован на основе 80 показателей, объединенных в 7 направлений анализа по 131 стране. Итоговый рейтинг рассчитывается как среднее двух субиндексов - ресурсов инноваций (институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, уровень развития рынка и бизнеса) и результатов инноваций (развитие технологий и экономики знаний, результаты креативной деятельности). Коэффициент эффективности инноваций определяется как отношение двух субиндексов, отражая таким образом агрегированную результативность инновационной деятельности при данном инновационном потенциале.

2 сентября 2020 г. представлен очередной доклад «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), содержащий результаты сопоставительного анализа инновационных систем 131 страны и их рейтинг по уровню инновационного развития. Лидерами 2020 г., как и 2019 г., стали Швейцария, Швеция и США (Россия заняла 47-е место, потеряв одну позицию по сравнению с 2019 г.) - табл. 1 [15].

4. Индекс информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (Information and Communication Technology, ICT). Определяет уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, которая способствует эффективному распространению и переработке информации [15].

По каждой группе показателей странам выставляется оценка в баллах - от 1-10. Чем выше балл, тем более высоко оценивается страна по данному критерию. При расчёте учитываются и общие социально-экономические индикаторы, включающие в себя показатели ежегодного роста валового внутреннего продукта (ВВП) и значения Индекса человеческого развития страны (ЧРС).

Критерии сбора данных в инновационном секторе разных стран мира могут несколько отличаться, несмотря на единые методологические принципы формирования статистической базы.

Методология оценки знаний предлагает также два сводных индекса - Индекс экономики знаний (The Knowledge Economy Index - KEI) и Индекс знаний (The Knowledge Index - KI) [15]:

1. Индекс экономики знаний - комплексный показатель, состоящий из четырёх индексов - индекса экономического и институционального режима, индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций. Служит для оценки эффективности использования страной знаний в целях её экономического и общественного развития. Индекс характеризует уровень развития той или иной страны (региона) по отношению к экономике знаний.

2. Индекс знаний - комплексный экономический показатель, средняя величина трёх из них - индекса образования, индекса инноваций и индекса информационных технологий и коммуникаций для оценки способности страны создавать, принимать и распространять знания. Индекс характеризует потенциал страны (региона) по отношению к экономике знаний.

Эти индексы подсчитываются для каждой страны, группы стран и всего мира в целом.

 

Источник: Анализ методов распространения новых знаний в сельском хозяйстве за рубежом: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 9-14

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА