Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Методы распространения новых знаний

21.06.2021

Внедрение новых знаний в сельскохозяйственное производство - это осуществление комплекса мер пропаганды с целью более полного использования научно-технических результатов для практического использования и развития сельскохозяйственной отрасли [35].

Пропаганда (от лат. propaganda) - распространение и углубленное разъяснение каких-либо взглядов, знаний, идей учений [36], в том числе внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта. Пропаганда является подготовительным этапом для внедрения в производство новых передовых технологий и приемов, форм научной организации труда, высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, разведения высокопродуктивных животных.

Задачи пропаганды в области сельского хозяйства:

  • изучение опыта передовых хозяйств, работы лучших производственников;
  • сотрудничество хозяйств с научно-исследовательскими учреждениями;
  • создание действенной службы научно-технической информации;
  • подготовка сельскохозяйственных кадров в повышении квалификации;
  • сельскохозяйственная пропаганда и организация работы в производственных коллективах;
  • практическая реализация научных достижений и передовой практики и др.

Для качественного процесса распространения знаний необходима заинтересованность в этом определенных субъектов: государства, ученых, бизнеса, общества [8, 37].

Цифровая экономика в рамках национальных программ

В последние 20 лет страны всего мира стремятся широко использовать современные технологии и инновации, развивая цифровую экономику в рамках своих национальных программ. В ряде стран создаются министерства цифрового развития. Так, в КНР действует программа «Сделано в Китае - 2025», в Турции - «Стратегия-2023», в Республике Беларусь - «Цифровая экономика и развитие информационного общества», Кыргызстане - «Тазакоом» («Чистое общество»), в России - «Цифровая экономика» [12].

Ключевыми новыми знаниями современного сельского хозяйства являются [8, 38, 39] (табл. 4):

• Информационные ресурсы:

  • большие данные (Big Data);
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • прогнозно-аналитические материалы в области технологий производства, переработки и хранения сельхозсырья;
  • отчеты, патенты, научные статьи и др.

• Информационные (цифровые) технологии:

  • мониторы урожайности, радиочастотный идентификатор, технология переменной скорости, точный отбор проб почвы;
  • интернет вещей (IoT): облачные технологии; цифровые средства связи (мобильные, широкополосные, LPWAN); бортовые компьютеры, вычислительные средства принятия решений; геолокации (GPS, RTK); географическая информационная система;
  • робототехника и искусственный интеллект (AI): микророботы; аппаратура наблюдения, автоматическое управление и наведение; автоматизированные системы доения, кормления и мониторинга и прочее; беспилотные летательные аппараты (в том числе дроны) и др.

• Инновационные разработки:

  • сорта и гибриды;
  • машины, технологии,
  • виды продуктов, пищевые добавки и др.;

• Опыт передовых технологий:

  • консультирование государственных институтов и представителей бизнеса по профилю;
  • образовательная деятельность;
  • разработка учебных планов и образовательных программ для подготовки и переподготовки кадров;
  • привлечение и закрепление на предприятиях и в организациях отрасли молодых специалистов.

Таблица 4

Методы использования цифровых технологий [40]

izn-2021-06-21-01

izn-2021-06-21-02

izn-2021-06-21-03

Цифровые технологии могут также применяться для повышения эффективности и функционирования агропродовольственных систем. Использование мобильных приложений, предоставляющих информацию о ценах фермерам, может уменьшить рыночные искажения и помочь фермерам планировать производственные процессы [40].

Например, применение M-Farm в Кении привело к тому, что фермеры изменили свои модели выращивания сельскохозяйственных культур, в результате чего вовремя сообщили о повышении цен на рынке [41].

Еще одно приложение «EMA-i» - приложение раннего предупреждения, разработанное ФАО для облегчения качественной и оперативной отчетности о болезнях скота. «EMA-i» интегрирована в глобальную информационную систему ФАО по болезням животных (EMPRES-i), где данные надежно хранятся и используются странами, легко адаптируется к существующей в странах системе отчетности о болезнях скота, способствует повышению эффективности раннего предупреждения и реагирования на возникновение болезней животных путем поддержки потенциала наблюдения в реальном времени и улучшения коммуникации между заинтересованными сторонами. Приложение используется в пяти странах Африки (Гана, Гвинея, Лесото, Танзания, Зимбабве и др.).

Сельскохозяйственные роботы, или агроботы, рассматриваются как ключевая тенденция, которая будет глубоко влиять на сельское хозяйство в будущем. Полевые агроботы помогают фермерам измерить или составить карту, оптимизировать использование воды и орошения. Облегченные роботы позволяют уменьшить уплотнение, избежать повторной аэрации почвы, имеют другие преимущества, что важно при обработке почвы, поэтому рассматриваются как замена традиционным тракторам с большой массой.

Например, командой «Nai'o Technologies» разработан сельскохозяйственный робот «Dino» с целью помочь фермерам справиться с множеством проблем при использовании пестицидов и нехватке рабочих рук в сельскохозяйственном секторе. Робот также позволяет овощеводам управлять прополкой урожая в полевых условиях с высокой точностью, экономя время в течение сезона [42].

Точное сельское хозяйство является примером применения интернета вещей (далее - IoT). Использование систем наведения при посадке и внесении удобрений способствует снижению затрат на семена, удобрения и тракторное топливо, сокращению часов работы в поле. Переменная скорость технологий (ВРТ) и беспилотников (далее - БПЛА) также может снизить трудовые затраты на ресурсы. Важность программного обеспечения ERP в сельском хозяйстве высока, поскольку позволяет оптимизировать каждый процесс: от закупок до производства и распределения, а ферме (или смежному бизнесу) более органично реагировать на экологические проблемы, соответствующим образом корректируя системы, и более рентабельно вести бизнес [42].

«MyCrop» - это технологическая инициатива для фермеров, которая дает возможность посредством предоставления информации, опыта и ресурсов повышать производительность и прибыльность, уровень жизни населения. Это совместная платформа, которая стремится объединить передовые технологии (большие данные, машинное обучение, смартфоны / планшеты и др.), инновационную бизнес-модель (сельскохозяйственная платформа как услуга) и целенаправленные человеческие усилия (сельскохозяйственные идеи, продукты и услуги) для обслуживания мелких фермеров. Она также помогает фермерам принять и выполнить оптимальные решения, предоставляя геомаршруты, планирование урожая, индивидуальные планы фермы и её автоматизацию, настроенные (для каждого фермера на основе данных о погоде, почве, вредителях и урожае) почти в режиме реального времени. «MyCrop» является устойчивой платформой, управляемой данными, масштабируемой, интеллектуальной, самообучающейся, совместной агропродовольственной системой в режиме реального времени, которая служит решением как для управления фермой, так и для управления фермером, инструментом прогнозной аналитики и мониторинга, системой поддержки принятия решений и платформой электронной коммерции для сельского хозяйства (покупка/продажа).

Рост технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) укрепил агробизнес [43]. Компании, использующие ИИ, помогают фермерам сканировать свои поля и контролировать каждый этап производственного цикла. Технология искусственного интеллекта трансформирует сельскохозяйственный сектор, поскольку фермеры могут зависеть от данных, которые записывают спутники или БПЛА, чтобы определить состояние фермы. ИИ улучшает использование ресурсов, позволяет поддерживать раннее принятие решений с помощью прогнозных моделей и системы мониторинга 24/7.

При определении потерь в сельском хозяйстве наблюдается движение в сторону использования данных дистанционного зондирования. Индексная программа страхования скота (ИБЛИ) в Кении и Эфиопии была одним из первых последователей этого подхода [44]. По мере появления новых дистанционных сенсорных платформ в ближайшие годы наметилась тенденция вокруг технологий зондирования в направлении разработки программ управления рисками будущего, чтобы указать время возникновения потерь и их масштабы.

Технологии также могут помочь фермерам предвидеть и реагировать на нападения вредителей, неурожаи и климатические изменения на основе погодных условий посредством своевременного проведения агроконсультаций.

Соединенные Штаты Америки. Американская система внедрения и распространения новых знаний является уникальной в плане партнерства между всеми органами управления, обладая широкими полномочиями содействовать не только сельскохозяйственным инновациям, но и развитию сельской молодежи и сельских общин. Основным координационным органом управления выступает правительственный департамент сельского хозяйства USDA с его многочисленными научными программами и технологическими инициативами, информацию о которых, а также сведения о проектах и грантах можно получить на сайте организации в разделе «Исследования и наука» [45].

В бюджете Административного управления министерства сельского хозяйства США отдельной статьей представляются расходы на управление информационными ресурсами. Последнее включает в себя планирование, внедрение и модернизацию систем и процессов, образующих информационную технологию (ИТ), критерием качества которой служит эффективность работы всего министерства. Руководство управления, пользуясь средствами ИТ, организует сбор информации, готовит статистическую отчетность, обеспечивает работу в системе телекоммуникаций и предоставляет услуги по автоматизированной обработке данных агентствам министерства сельского хозяйства и штату министерства. Кроме того, в состав министерства входит Национальная сельскохозяйственная библиотека - информационный центр отрасли.

Характерной особенностью аграрной политики США является активное внедрение новых знаний на всех стадиях сельскохозяйственного производства: механизации, селекции, химизации, региональной специализации, применения биотехнологий и др. Такой подход позволяет при общем снижении количества используемых в сельском хозяйстве ресурсов (техника, земля, семена, химикаты, поголовье скота, труд) значительно увеличить и качественно улучшить производство продукции. При этом научно-технический прогресс проявляется не только в модернизации производства, но и в новых организационно-управленческих методах, современных методах ведения бизнеса, различных видах предпринимательства, многообразии мер и механизмов государственного влияния. Это объясняет уровень роста продуктивности полей и ферм США, высокое качество и дешевизну производимой продукции, эффективность и высокую производительность труда в сельском хозяйстве. В результате такой деятельности аграрный сектор США по-прежнему является мировым лидером в сельскохозяйственной экономике. Осуществление научно-технической политики страны базируется на хорошо развитой институциональной структуре.

Особенность американской структуры управления научнотехническим прогрессом заключается в тесном взаимодействии государства и частного бизнеса. Контакт государственных и частных институтов в сфере НИОКР - важная черта инновационного механизма. Являясь представителем интересов крупнейших производителей, частные организации осуществляют обратную связь, предоставляя государственным органам информацию об эффективности проводимых ими мер, а бизнесу - об экономической политике государства. Эти организации играют также не последнюю роль в формировании современной модели государственного управления научно-техническим развитием страны.

Экономическим «открытием» США последнего десятилетия называют венчурный бизнес. Бурный рост количества мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и «стартовым» производством, стал характерной особенностью американского инновационного процесса. Государственные органы США способствуют созданию благоприятных налоговых и кредитных условий для функционирования венчурных фирм и образованию единого национального рынка венчурного капитала [46].

Перспективные направления, например спутниковое дистанционное зондирование, требуют сложного дорогостоящего оборудования программного обеспечения и первоначально были доступны только крупным корпорациям, однако USDA сделала доступной через веб-сервисы базу данных земель объемом в десятки терабайт. На ее основе создаются карты по сотням культур и даются прогнозы их урожайности. Доступ к этим данным и аналитике осуществляется посредством веб-приложений CropScape по годам для оценки урожайности и VegScape, для оценки вегетации в ежедневном режиме и пространственном разрешении до 10 м. Таким образом, первый тренд - доступ к дорогостоящим пространственно-временным данным предоставляется для большинства потребителей через государственные службы по цене ниже себестоимости или бесплатно [46].

В планах USDA - модернизация схем взаимодействия с потребителями и ИТ инфраструктуры с целью улучшения обслуживания клиентов, для чего были определены и проанализированы несколько основных областей: контакт-центр, взаимодействие с клиентами, аналитика данных, внедрение облачных технологий, оптимизация инфраструктуры. В каждой области проведена комплексная работа по оценке и планированию в рамках всего департамента, чтобы ускорить преобразование USDA в ориентированную на клиентов организацию и улучшить работу с потребителями и партнёрами [46].

Одна из тенденций - создание интегрированных систем, включающих в себя детальные данные по всему комплексу данных, собираемых датчиками и системами интернета вещей. Если раньше развивались системы, предоставляющие данные по почвам, погоде, вредителям и другим независимо друг от друга, то наряду с углублением компьютерных систем для каждой сферы возникла потребность в облачных информационных системах поддержки принятия решений на основе управления различными типами данных, связанных с сельским хозяйством с контролируемым уровнем качества предоставляемых услуг. В описываемой облачной системе на основе моделей нечёткой логики для обеспечения приемлемого качества услуг (QoS) собираются детальные данные по урожаю, погоде, почве, вредителях, удобрениях, производительности, мелиорации, крупному рогатому скоту, применяемой технике [47].

С точки зрения информационного обеспечения важно выработать рекомендации по выбору программных систем, используемых для решения конкретных задач сельскохозяйственной отрасли. Один из возможных подходов к решению такой задачи описан в работе [48], авторы которой классифицировали информационные системы, используемые в сельском хозяйстве, по сферам применения, назначению, используемым языкам и программным технологиям. Первичные данные по цифровому сельскому хозяйству собирались из трех исследовательских баз данных - IEEE, ACM и Science direct за определенный период, опираясь на которые получены карты применения программных средств для решения конкретных задач отрасли (семена, урожай, пестициды, ирригация и др.), а также карты применяемых языков и технологий. Выяснилось, что нет доминирующих компьютерных систем по всем сферам применения, но имеются типовые программные технологии. В связи с этим нет смысла разрабатывать универсальные системы, но, опираясь на используемые технологии, можно интегрировать требуемые системы на уровне данных и отчётов.

Следует отметить, что США имеют одну из наиболее совершенных систем, которая эффективно доводит до потребителей информацию о достижениях в сельскохозяйственных науках, технологиях и технике. Наличие на местах квалифицированных консультантов, государственных и частных университетов в каждом штате, опытных станций и систематически проводимые выставки, ярмарки и прочие мероприятия с участием фермеров и специалистов способствуют быстрой апробации и распространению новшеств. С появлением электронных ресурсов эта сторона деятельности укрепилась. Фермеры предпочитают пользоваться сайтами, связанными с их консультантами. Интерес представляет удачная организация контента таких сайтов. Например, на популярном на Среднем Западе сайте Макса Армстронга [49] актуальная информация - это погода, текущее состояние посевов, рыночные цены, распространение вредителей и другое дополняется анонсами и ссылками на архивные статьи, актуальные для соответствующих периодов сельскохозяйственных работ, или опыт использования техники, или технологии профилактики болезней растений и животных и др. [50].

На отечественных сайтах сельскохозяйственной тематики подобные приёмы не используются, хотя организовать вызов актуального контента из архивов достаточно просто в автоматическом режиме.

Китай - одна из самых крупных аграрных стран в мире, где из 1,32 млрд человек 800 млн (более 60%) проживают на селе, а сельское хозяйство является основным источником их существования. Общественно-экономическое состояние страны определяют два основных макроэкономических показателя: самое большое население в мире и недостаток пахотной земли. Посевные площади Китая составляют около 130 млн га, в среднем на одного жителя Китая приходится лишь 0,1 га посевных площадей, в пригородах крупных городов - 0,067 га пашни, а в некоторых провинциях - 0,04 га. Для сравнения, в России на одного жителя приходится от 15 до 40 га пахотной площади в зависимости от региона [51].

В декабре 2018 г. Госсоветом КНР были подготовлены «Рекомендации по ускорению производства и совершенствованию сельскохозяйственного оборудования». В документе указывается, что к 2025 г. комплексная механизация возделывания и сбора урожая в стране должна достигнуть 75%, механизация животноводства - 50%. Профильным ведомствам даны указания по разработке дорожных карт создания высокотехнологичной сельхозтехники и оборудования. Особое внимание при этом необходимо уделять изучению опыта передовых предприятий, созданию центров обработки данных, интеллектуальному анализу информации.

Цифровое направление в развитии «Экономического шелкового пути» в российско-китайском сотрудничестве начало свою работу с 2017 г. По словам Си Цзиньпина, «Пояс и путь» должен перейти в «Дорогу инноваций» и в «Цифровой шелковый путь» XXI в. [52].

«Цифровой Шелковый Путь» направлен на сокращение производственных издержек, повышение глобальной конкурентоспособности продукции и рост товарооборота со странами-участницами проекта, в том числе и с Россией. Цели в развитии сельскохозяйственной отрасли достигаются путем углубленного развития цифровой экономики, искусственного интеллекта, облачных технологий, технологий «Больших Данных», «Интернета Вещей», спутниковой системы навигации, сверхбыстрой широкополосной связи Internet Plus [53, 54, 55], что повышает взаимный интерес стран к вопросам продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства и соответствует следующим принципам построения:

- со стороны Китая - это Национальная среднесрочная программа развития науки и технологий, государственная программа КНР «Сделано в Китае - 2025» и «Интернет плюс» (компьютеризация всех предприятий к 2020 г.);

- со стороны России - Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой планируется качественный рост цифровой трансформации промышленности и технологической модернизации, ведомственный проект «Цифровизация сельского хозяйства (2019-2024 гг.) и «Индустрия: 4.0» [9].

Для всего мира 2020 г. стал переходом общества и экономики в другой технологический уклад. Коронавирус стал причиной более быстрого развития цифровых технологий, придав импульс сотрудничеству между Китаем и Россией в науке и технологиях, возможностях киберпространства. Остро встал вопрос о дальнейшем развитии проекта «Цифрового Шелкового Пути», реализуемого в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разработала рамочную программу для реализации инициативы «Один пояс, один путь» применительно к сельскохозяйственной отрасли, которая включает в себя устойчивое развитие сельского хозяйства и торговли, внедрение цифровых технологий в аграрный сектор экономики. Поэтому постоянный комитет Политбюро призвал ускорить строительство новых объектов инфраструктуры, таких как сети 5G и центры обработки данных, а также активизировать планировку стратегически развивающихся отраслей и будущих индустрий, таких как цифровая экономика, новые технологии, жизнь и здоровье.

Выявление новых научных решений в выстраивании системы «цифрового мира» вдоль маршрутов экономических коридоров Китай - Россия позволит:

• обеспечить скоростной и безопасный доступ в интернет- пространстве;

• создать «умные» цифровые производства;

• качественное покрытие мобильной связью на территории всех стран «Цифрового Шелкового Пути»;

• во внешнеэкономической деятельности перейти на новый уровень логистики и ритейла за счет внедрения современных цифровых технологий, снижающих стоимость и облегчающих трансграничные поставки услуг. Развитие трансграничной электронной торговли сопровождается углубленной цифровизацией и интеграцией, выстраивая логистику в цепочку от производителя до покупателя [56].

Преимущества цифровой экономики - онлайн-связь в режиме реального времени без пространственных ограничений, которая способствует экономическому развитию, несмотря на все сторонние вызовы времени и катаклизмы.

Главная цель внедрения цифровых технологий - повышение производительности труда и рациональное использование природного потенциала отрасли [57].

Согласно плану цифрового развития сельского хозяйства Китая цифровая экономика сельского хозяйства к 2025 г. должна составить 15% добавленной стоимости АПК страны, а доля сельскохозяйственной продукции, продаваемой в интернете, - 15%. Доступ к интернету будут иметь более 70% сельских районов (рис. 5).

izn-2021-06-21-04

Рис. 5. Цели цифрового развития сельского хозяйства и сельских районов Китая на 2019-2025 гг.

«Сельское хозяйство-4» - неразрывно связано с концепцией управления производственным процессом производства сельскохозяйственной продукции (рис. 6).

izn-2021-06-21-05

Рис. 6. Основные цели «Сельского хозяйства-4»

Активно развиваются электронная торговля и финансовые технологии, расширяют свои позиции мощные международные интернет-компании, контролирующие колоссальные объемы разнообразных товаров и услуг, продаваемых по всему миру (например, JDcom, Alibaba, Tencent и др.) [59, 60].

Китайская цифровая платформа Alibaba является ключевым инструментом цифровой трансформации сельского хозяйства - это новая модель «умного бизнеса». В 2018 г. интернет-гигант «Alibaba Group» совместно с Российским фондом прямых инвестиций, сотовым оператором «Мegafon» и «Mail.ru» создали совместное предприятие. «Alibaba Group» использует цифровой протекционизм - это цифровая инфраструктура экономической экспансии Китая. Например, в 2018 г. компанией «Alibaba Cloud Computing Co, Ltd.» был разработан «Сельскохозяйственный мост» Alibaba Cloud ET предназначенный для интеллектуального анализа сельскохозяйственной деятельности при разведении животных, производстве садовых культур и др.

Многие свинофермы Китая (провинция Сычуань) используют специальные автоматические камеры, которые управляют периодом откорма животного, оценивая состояние и формируя индекс здоровья. На каждую особь в программе автоматически создается собственный файл, куда заносятся порода, возраст, режим, состав кормления, частота и траектория движения; замеряется температура тела; определяются иммунная система, стандарты поведения и др. Технология может определить, беременна ли свиноматка, следуя ее положению во сне и стоя, а также привычкам в еде. Система помогает обнаруживать больных свиней и минимизировать число несчастных случаев, в том числе поросят, за счет внедрения технологии распознавания голоса. Несколько счетчиков работают для сбора данных, чтобы оптимизировать окружающую среду для роста стада, а также уменьшить влияние человеческого фактора в процессе ведения сельского хозяйства. Используя ИИ, китайские свинофермы путем оптимизации условий выращивания животных сокращают затраты труда свиноводов на 30-50%, в том числе потребность в кормах. При этом Китай смог бы сэкономить 50 млрд юаней (7,5 млрд долл США), если бы применил эту систему ко всем свиноводческим фермам своей страны.

Китайская компания «DJI» является лидером по производству дронов [61].

В автономном районе Внутренней Монголии пастбищные хозяйства широко используют дроны (беспилотные летательные аппараты), выполняя следующие операции:

  • мониторинг состояния пастбищных степей, а также анализ текстуры земли и количество зелени, необходимой для выпаса скота;
  • составление электронных карт пастбищ, определение вегетационных индексов и индексов изображений, разметка территорий;
  • контроль качества растений и определение видового состава растительности;
  • контроль выпаса стада;
  • дистанционная диагностика животных;
  • ликвидация возгораний в труднодоступных местах;
  • принятие выверенных решений различных технологических и производственных операций.

На экспериментальных сельскохозяйственных территориях (провинция Шэньси) площадью 700 га введен в эксплуатацию питомник по выращиванию яблок с применением технологий «сельскохозяйственного мозга». Специальная программа автоматически контролирует время и количество полива, внесение удобрений, оценивает здоровье посадок и их урожайность. В результате обработки полученной информации фермерам даются рекомендации по проведению отдельных сельскохозяйственных операций, а также предлагаются варианты наиболее подходящей почвы для различных сортов яблок, удобрений, количества полива, сроков уборки и др. Каждое дерево при этом имеет свой QR-код, отсканировав который с помощью специального мобильного приложения можно узнать всю необходимую информацию. Предполагается, что применение подобных технологий ежегодно может сэкономить до 400 долл. на 1 га земли [62].

Запланировано, что к 2025 г. китайские фермы должны полностью перейти на автоматизированную агротехнику. Беспилотные машины будут самостоятельно выполнять всю сельскохозяйственную цепочку: от посадки до уборки урожая.

Широко внедряются в аграрный сектор блокчейн-технологии, которые хранят информацию о транзакциях между пользователями и проверяют их достоверность. Блокчейн привлекает всех участников цепочки производства и поставки продукции (фермеры, переработчики, логисты, поставщики, банки и др.). В Китае действует специальный фонд для инвестирования перспективных блокчейн- инноваций.

В феврале 2020 г. вышло руководство по применению новых технологий в финансировании сельского сектора на основе блокчейн, включающее в себя основные блоки: информация о времени и месте заключения договора; возможность планирования дальнейшей работы; данные о предпочтении потребителя; возможность упрощать процессы согласований, отчетности, процедур фитосанитарной сертификации.

Информационная база блокчейна для производителя продукции позволяет разработать компьютерную модель управления производством продукции растениеводства путем создания цифровых двойников поля, которые имитируют производственные процессы выращивания сельскохозяйственных культур. Виртуальный производственный процесс может предусмотреть различные сценарии (набор технологий выращивания культур и др.) и показать их результат. Цифровизация управленческой деятельности в растениеводстве - это большая компьютерная игра, участниками которой являются производитель продукции, агроинженер, биотехнолог, агрокибернетик, инвестор, представитель государства, покупатель [9, 59].

SWOT-анализ использования цифровых платформ в интересах государства представлен на (табл. 5) [63].

Таблица 5 - SWOT-анализ использования цифровых платформ в интересах государства

izn-2021-06-21-06

По применению технологии блокчейна в хозяйственной деятельности Китай занимает лидирующее положение и имеет большую долю патентов на блокчейн-приложения. Правительство страны в феврале 2020 г. издало «Руководство по применению новых технологий в финансировании сельского сектора на основе блокчейна» [64].

Блокчейн решает следующие вопросы [65]:

• повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных путем эффективного использования ресурсов и запасов для получения оптимального объема сельскохозяйственной продукции;

• эффективное управление поставками продукции, деньгами, информацией;

• упрощение системы региональных агентов по продажам (один распределённый реестр);

• возможность напрямую связаться с поставщиками и покупателями продукции;

• быстрое перечисление денег и ускоренный документооборот;

• осуществление операций без посредников (экономия на агентских комиссионных) и предотвращение конфликтных ситуаций;

• возможность определить стоимость своего урожая, осуществить продажу в режиме реального времени;

• прозрачность рыночных цен, производства и хранения продукции для мониторинга предложенной информации о транзакциях.

Информационная база блокчейна предоставляет производителю продукции ряд сведений, касающихся времени и места заключения договора; данные о предпочтении потребителя; дальнейшее планирование работы; возможность упрощать процессы согласований, отчетности и процедур ветеринарной и фитосанитарной сертификации. В итоге продавцы и потребители имеют полную проверенную информацию о процессе производства продукции.

Система блокчейн оптимизирует процесс взаимоотношений между бухгалтерами и юристами, агентами и логистами, а также рядом других профессий, позволяет совершенствовать финансовые инструменты, маркетинг, управление качеством, оказывать консультационную помощь в юридических вопросах, инвестировании, государственном субсидировании, внешнеэкономической деятельности, организации и планировании.

В 2018 г. была проведена первая сделка в сельскохозяйственной отрасли с использованием блокчейн-технологии (Blockchain) между Louis Dreyfus Group - гигантом в сельскохозяйственном секторе с доходом около 55 млрд долл. и китайской компанией «Shandong Bohi Industry» [66].

В продвижении «Цифрового Шелкового Пути» Китай и Россию объединяет взаимный интерес по вопросам продовольственной безопасности и развития сельского хозяйства, где оцифровка использования природных ресурсов сельскохозяйственной деятельности играет решающую роль в развитии стран в ближайшей и долгосрочной перспективах. Оцифровка сельскохозяйственной деятельности поможет спрогнозировать экономические, экологические, демографические и аграрные последствия развития китайского бизнеса в России.

Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта в сельском хозяйстве проводят работу по созданию электронного банка земель, который позволит проконтролировать рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, а благодаря оцифровке производственных процессов - проинформировать и уменьшить политическое сопротивление со стороны научного сообщества и местных жителей [67].

Страны ЕС. В странах Западной Европы системы научно-технической информации (НТИ) имеют свою специфику. Большинство национальных служб НТИ создано сравнительно давно, имеет большой опыт работы, организуя информационное обслуживание на различных уровнях управления отраслью. В их задачу входит всесторонний анализ отечественных и зарубежных публикаций с учетом конкретных условий каждой страны. На службу пользователя поставлены библиографические базы данных, организовано копирование полных текстов отобранных документов (по запросу - и их переводы). В современной динамичной ситуации большое значение приобретает координация деятельности национальных информационных систем стран-членов ЕС с учетом изменения спроса потребителей всех категорий и совершенствования технологии обработки информации.

По решению этой задачи Комиссия европейских сообществ (КЕС) изучает и сопоставляет различные подходы, способствующие возникновению новых идей, а также активно поощряет инициативы общественных или коммерческих организаций в создании практически нацеленных информационных систем.

Республика Беларусь. Более 20 лет информационную поддержку экспортеров в республике осуществляет Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь. В настоящее время Центр является одним из ведущих белорусских консалтинговых предприятий, которое оказывает комплекс услуг по сопровождению и развитию внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, а также обеспечивает комплексное сопровождение при проведении процедур закупок.

Национальный центр маркетинга содействует в установлении международных бизнес-контактов, организует В2В-встречи и предоставляет удобную площадку для проведения деловых переговоров с представителями зарубежных компаний; осуществляет взаимодействие с территориальными управлениями МИД, а также с белорусскими и зарубежными диппредставительствами в организации визитов иностранных официальных лиц и бизнес-делегаций в Республику Беларусь; оказывает компаниям комплексные услуги по подготовке бизнес-конференций, форумов, при организации которых предусматриваются составление бизнес-программы мероприятия, привлечение спикеров, в том числе представителей государственных органов, бизнесменов и иностранных экспертов, полное техническое сопровождение и синхронный перевод, широкое освещение в СМИ; осуществляет бизнес-миссии белорусских деловых кругов за рубеж, а также визиты иностранных делегаций в Республику Беларусь, бизнес-встречи и деловые переговоры в формате В2В и В2G, включая посещение интересующих предприятий; осуществляет предварительный целевой поиск деловых партнеров и контрагентов (как белорусских, так и зарубежных), а также торговых представителей, импортеров; организует онлайн-видеоконференции с участием представителей зарубежных компаний [68].

Рекламно-информационный журнал «Export of Belarus» (Беларусь) предназначен для представления экспортного потенциала белорусских организаций и республики в целом на рынках зарубежных государств. Распространяется на выставках и деловых форумах за рубежом, через дипломатические представительства Республики Беларусь и издается преимущественно на языке страны распространения. Центр является разработчиком и оператором работы национального Портала информационной поддержки экспорта, который создан для оказания информационной поддержки белорусским экспортерам в продвижении их продукции на внешний рынок, а также рекламы экспортного потенциала производителей промышленной, интеллектуальной и сельскохозяйственной продукции [69, 71].

Немаловажную роль в содействии экспорта белорусских товаров осуществляет Белорусская торгово-промышленная палата, которая оказывает широкий комплекс услуг в области внешнеэкономической деятельности, начиная от распространения коммерческого предложения, поиска партнера и заканчивая заключением внешнеэкономического контракта. В состав Белорусской торговопромышленной палаты входит выставочное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРЭКСПО», являющееся лидером в области организации национальных выставок (экспозиций) за рубежом, а также единственным выставочным предприятием, организующим национальные выставки зарубежных государств в Республике Беларусь [70].

К наиболее эффективным маркетинговым инструментам поддержки экспорта сельскохозяйственных товаров в Республике Беларусь относится «Товаропроводящая сеть» (ТПС), оказывающая содействие белорусским предприятиям и организациям через систему загранучреждений Республики Беларусь. В целом в структуре ТПС республики числится более 2 тыс. аграрных предприятий. Однако ТПС белорусских предприятий-экспортеров за рубежом можно разделить на две группы: аграрные предприятия, действующие за рубежом с участием белорусского капитала и без него. Анализ системы мер поддержки экспорта аграрной продукции в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в последнее время проводится целенаправленная работа по совершенствованию механизмов его стимулирования в связи с необходимостью роста конкурентных преимуществ страны, а также снижением зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков.

Одним из механизмов, предусмотренных для реализации Национальной программы поддержки и развития экспорта Беларуси, является дальнейшее развитие соответствующей инфраструктуры, в том числе ТПС организаций-экспортеров. Достижение основных целей программы, а также создание благоприятных условий для выполнения второго этапа Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года позволят обеспечить планомерную диверсификацию экспорта для равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: ЕАЭС, ЕС и иных стран, в том числе стран Азии и Океании,

Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки, предполагая к 2020 г. равнозначное соотношение «1:1:1». При этом планируется к 2020 г. рост удельного веса экспорта товаров на новые перспективные рынки в общем объеме экспорта товаров до 10%.

В числе основных задач программы - диверсификация торговоэкономических связей с различными странами и регионами при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках; оптимизация законодательства в сфере поддержки экспорта с учетом мировой практики и функционирования белорусской модели экономики; стимулирование производителей товаров и услуг к расширению товарной номенклатуры и видов оказываемых услуг; совершенствование подходов к работе с малым и средним предпринимательством по экспортной тематике. Программой запланировано формирование условий для стимулирования несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг; продолжение экономической интеграции в рамках ЕАЭС, предусматривающее снятие барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и в оказании отдельных видов услуг, в первую очередь, в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций. Также предусмотрено развитие сотрудничества c региональными объединениями, международными экономическими организациями, продвижение экспортной культуры.

В результате реализации Национальной программы планируются увеличение за пятилетие экспорта товаров и услуг в 1,211,25 раза, превышение темпов роста экспорта над импортом и поставка на экспорт не менее 65% произведенной промышленной продукции. Кроме этого, программой предусмотрено продолжение работы по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию с учетом интересов национальной экономики и сотрудничества в рамках других международных организаций; расширение многостороннего сотрудничества со странами ЕС и США; дальнейшая активизация торгово-экономических связей с перспективными странами, а также государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки [71].

 

Источник: Анализ методов распространения новых знаний в сельском хозяйстве за рубежом: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 35-57

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА