Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности

18.06.2021

В условиях глобализации рыночных отношений постоянно возрастает роль научно-технического прогресса (НТП) в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, поэтому ускоренное развитие и поддержка инновационной сферы деятельности приобретают стратегическое значение. Под инновацией понимается процесс от возникновения и разработки исходной идеи к разработке нового продукта, услуг и технологий с последующим созданием опытного образца или модели, подтверждающих их практическую целесообразность. Дальнейший переход к промышленному выпуску продукции, востребованной рынком, и получению ожидаемой прибыли от внедрения этой продукции называется процессом коммерциализации инноваций. Только своевременное финансирование в сочетании с эффективным менеджментом, сопровождаемым первоклассным техническим консультированием, предусматривают определённые возможности для осуществления наиболее перспективных инновационных проектов и наукоёмких разработок.

Инновационная инфраструктура обеспечивает всестороннюю поддержку научно-технической деятельности и включает в себя технологические инкубаторы, технопарки, информационные сети, экспертные и консультационные бюро, патентные службы, институты финансовой поддержки, развитый фондовый рынок, систему страхования рисков и другие специализированные организации. В мировой практике такие структуры объединяются в национальные и международные инновационные сети, например в странах Европейского союза - «The European Business & Innovation Centers Network - EBN» («Европейская сеть деловых инновационных центров»), основана в 1984 г. по инициативе Европейской Комиссии, осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в среднем и малом предпринимательстве, объединяет 160 «Деловых инновационных центров» (Business & Innovation Centers - B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры, исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres - EIC), центры трансферта технологий (Innovation Relay Centres - IRC) и другие организации [31].

В Соединенных Штатах Америки одним из важнейших направлений всестороннего развития страны является активизация инновационной деятельности с целью создания научно-технического базиса. Среди основных двигателей технического прогресса - предприятия сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), инновационная активность которых подтверждается тем, что ко - личество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника, в них в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 долл. затрат на НИОКР в секторе МСП - в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий.

В целях удовлетворения национальной потребности в специальных исследованиях и разработках, а также обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР), в США реализуется комплекс различных по масштабам научно-технических программ. Среди наиболее эффективных мероприятий федерального масштаба можно назвать такие, как «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR) и «Программа Трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program - STTR). Обе координируются отделом технологий «Администрации Малого Бизнеса» (далее - агентство АМБ).

В Законе о сельском хозяйстве (2014 г.) США было утверждено создание Фонда на продовольственные и сельскохозяйственные исследования на принципах государственно-частного партнерства. Начальные ресурсы фонда определены в размере 200 млн долл. из средств государства Конгрессом США с условием, что эквиваленты в объеме средств составят нефедеральные источники. В 2016 г. Фонд организовал «Rapid Response Program» («Программу быстрого реагирования») для оперативного финансирования внезапных и неожиданных проблем в АПК и программу «New innovator» («Новый инноватор»), которая поддерживает молодых исследователей в сфере продовольственных и аграрных наук.

Чтобы облегчить коммерциализацию результатов государственных исследований, Минсельхоз США создал сеть сельскохозяйственных исследовательских партнерств (ARS) из более чем 30 групп, представляющих собой широкую коалицию от частных компаний до бесприбыльных организаций экономического развития. Организации, которые приобрели результаты исследований, заключают CRADA (патентную лицензию) со службами сельскохозяйственных лицензий, а также могут рассчитывать на дополнительную помощь в развитии бизнеса, в области маркетинга, возможности доступа к соответствующим ресурсам Службы сельскохозяйственных исследований (например, патенты, исследователи, материально-техническая база и оборудование) и др. Результаты исследований в Службе сельскохозяйственных исследований также коммерциализируются посредством организации инновационных компаний-стартапов, которые могут затем получить поддержку через сеть ARP для развития необходимого коммерческого потенциала [32].

Экономическим «открытием» США начала XXI в. можно назвать венчурный бизнес. Бурный рост количества мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и «стартовым» производством, стал характерной особенностью американского инновационного процесса. Государственные органы США способствовали созданию благоприятных налоговых и кредитных условий для функционирования венчурных фирм и образованию единого национального рынка венчурного капитала.

Японский опыт поддержки и развития экономики страны отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования. Начиная с 50-х годов прошлого века Япония пошла по пути стремительного экономического развития, основанного сначала на использовании зарубежных патентов и «ноу-хау».

Основной задачей Правительства Японии является усиление конкурентоспособности национального сектора ММСП с уделением особого внимания поддержке инновационной деятельности в экспортно-ориентированных отраслях по следующим направлениям:

  • проведение единой политики при кредитовании инновационных ММСП через различные финансовые институты и банки;
  • финансирование проектов технологического обновления и модернизации;
  • расширение и совершенствование инфраструктуры обслуживания;
  • обеспечение сектору ММСП равных возможностей доступа к производственной инфраструктуре;
  • создание сети современных лабораторий для проведения испытаний, контроля качества и сертификации продукции;
  • активное продвижение новейших методов управления предприятиями при постоянном повышении квалификации управляющего персонала в специализированных учебных заведениях.

В целях повышения конкурентоспособности микро- и малых предприятий Министерство ММСП активно реализует три следующие программы: «Финансовая помощь при освоении новых технологий», «Повышение конкурентоспособности предприятий», «Обеспечение перехода предприятий на стандарты ISO 9000» [31].

С 1980-х годов экономическая политика страны была направлена на создание собственного научно-исследовательского потенциала и организацию крупных исследовательских центров, ориентированных на решение приоритетных задач научно-технического прогресса. Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы:

  • «План развития технополисов», предполагающий предоставление субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду промышленных мощностей и зданий;
  • «План размещения научного производства», предусматривающий территориальную концентрацию региональных производств и их объединение по специализации;
  • «План базовых исследований», способствующий развитию предприятия на начальных этапах его существования.

Сначала было создано более 100 технопарков, обеспечивших образование исследовательских комплексов, которые способствовали быстрому развитию деловых и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия университетов и исследовательских институтов с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции.

Реформирование системы поддержки инновационной деятельности сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР и разработок в области информационных технологий с целью быстрого продвижения новых товаров и услуг на мировые рынки. В этой связи приняты меры усиленного бюджетного финансирования наиболее перспективных НИОКР и ИТ, а также специальные меры финансовой поддержки перспективных НИОКР с многолетними периодами исследований. Так, по правительственным заказам на НИОКР финансирование было увеличено на 35%. Одновременно на 27% была увеличена финансовая поддержка на коммерциализацию НИОКР в частной промышленности и на 23% помощь молодым исследователям. С целью стимулирования создания при университетах дочерних МСП для трансферта технологий в промышленность из бюджета было выделено 550 млн долл., что позволило в ближайшее время создать 1000 новых дочерних инновационных компаний и в 10 раз увеличить количество патентов, выдаваемых университетам.

Правительством Японии намечены четыре важнейших стратегических направления НИОКР (наука о жизненных процессах, информационные технологии - ИТ, изучение окружающей среды, нанотехнологии и разработка новых материалов), которые позволят стране занять лидирующее положение в областях науки и технологии. Для достижения этих целей инвестиции увеличены на 30%[31].

В Индии за последние четыре года произошли крупные перемены в организации государственной поддержки предпринимательства. В 2007 г. два ранее существовавших министерства поддержки МСП были объединены в одно - Министерство микро-, малого и среднего предпринимательства (ММСП), координирующее деятельность мощной и разветвлённой инфраструктуры поддержки ММСП. В стране действуют:

  • 30 институтов по обслуживанию ММСП с 248 филиалами;
  • 6 центров инновационного развития предпринимательства;
  • 52 научно-технологических центра;
  • 17 испытательных станций с 2 центрами сертификации продукции;
  • 58 интегрированных центров промышленного развития;
  • 75 производственных и обучающих центров;
  • 20 отраслевых центров развития технологии производства;
  • 60 технологических бизнес-инкубаторов;
  • 26 научно-технических парков, в том числе 9 - программного обеспечения;
  • 348 действующих зон экономического развития.

В Китайской Народной Республике (КНР) в целях преодоления научно-технического отставания от развитых стран была принята программа инноваций в социально-экономической сфере на основе идеи создания научных парков (1882 г.). Понимая необходимость реализации крупномасштабных инновационных и научнотехнических проектов, правительство страны начало широкую программу по созданию научных парков, бизнес-инкубаторов и специальных технологических зон для обеспечения экспортного производства. Так, в 1985 г. недалеко от Гонконга, в г. Шэньчжэне, правительство безвозмездно выделило земли (316 га) и профинансировало работы по созданию первого научного парка. Место в парке предоставлялось только фирмам, обладавшим передовыми или новыми технологиями и имевшим возможности для их внедрения. Обязательными были также наличие рыночной ниши для продукции и экспортная ориентация производства. Этим фирмам Правительство КНР предоставило значительные льготы (налоговые каникулы, привилегии в сфере экспорта и импорта, научнотехнические гранты и др.). Фирмам-участницам кредиты выделялись государственными банками под низкие проценты. За десять лет работы парком «Шэньчжэнь» разработано более 90 новых технологий и продуктов, многие из которых завоевали международное признание. Впоследствии было создано 53 научно-технических парка, включая специальные технологические зоны [31].

В целях распространения новых знаний в стране поэтапно вводились новые программы и механизмы, в их числе государственная «Программа 863» и государственная программа «Искра» для развития сельской экономики на основе применения научно-технических достижений (1986 г.), генеральная программа «Факел», направленная на развитие науки и техники для быстрейшего внедрения в производство передовых отечественных разработок, Пекинская экспериментальная зона новых и высоких технологий, являющаяся крупнейшим технологическим парком страны (1988 г.), «Зоны высоких технологий» (1990 г.), национальная ассоциация «Центров производственной поддержки» (1995 г.), в 1996 г. - реализация научнотехнической программы социального развития до 2010 года, в 2009 г. правительством утверждён статус «Инновационного предприятия», который присвоен 90 предприятиям, имеющим собственный брэнд и благодаря техническому новаторству обладающим высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Благодаря созданию целостной научно-технической системы развития инновационной деятельности в стране Министерство науки и техники КНР предполагает, что в 2020 г. Китай войдет в число государств инновационного типа, к которым относятся, в частности, США, Япония, Республика Корея и Финляндия. В научнотехнической сфере КНР задействованы 38,5 млн человек [31].

Возрастает доля расходов государственного бюджета на науку и технологии, приходящаяся на государственное частное партнерство (ГЧП) и в европейских странах.

Во Франции для формирования разносторонних связей и укрепления сотрудничества между государственными исследовательскими организациями, предприятиями аграрной сферы производства и учреждениями сферы образования используется широкий спектр программных инструментов, что стало отличительной особенностью научно-инновационной политики в аграрном секторе этой страны. Некоторые из используемых программных инструментов являются специфическими для сельскохозяйственной инновационной системы (кластеры передового опыта, совместные технологические группы и технологические сети, тематические и территориальные сети). Другие программные инструменты применяются в рамках общей научно-инновационной политики в стране (кластеры в области исследований и высшего образования, альянсы, технологические базовые группы национальной стратегии в области исследований и инноваций, технологические платформы и др.) [33].

В Австралии государственно-частным партнерством в аграрной научно-инновационной сфере делается упор на создание правовых, организационных, институциональных и экономических механизмов, стимулирующих отраслевые ассоциации и союзы. Аграрии заключают соглашения о сотрудничестве с государственными аграрными научными организациями на проведение исследований, отвечающих как общественным интересам, так и запросам (приоритетам) отраслей аграрного сектора. ГЧП строится на основе корпоративной модели, которая представляет партнерство между Правительством Австралии и аграрными отраслями страны. Эта модель эффективно функционирует до настоящего времени и уникальна не только для Австралии, но и для мирового сельского хозяйства. В стране насчитывается 15 исследовательских корпораций, представляющих все основные подотрасли сельского хозяйства [34].

В Великобритании и Нидерландах упор в аграрной инновационной политике при решении задач трансфера технологий сделан на создание специальных структур, выступающих посредниками между продавцами (государственные НИИ) и покупателями (частные фирмы) новых технологических разработок и выполняющих роль технологических брокеров [34].

В последние десятилетия во многих странах активно развивается особый вид предпринимательства, специализирующийся на научно-инновационной деятельности. При этом выделяют такие наиболее значимые группы малого инновационного бизнеса, как мелкие внедренческие фирмы, создаваемые изобретателями на ссуды так называемого венчурного (т.е. связанного с риском) капитала для производственного освоения и коммерческой реализации научно-технических новшеств; малые фирмы, организуемые для реализации научно-технических достижений, явившихся побочным результатом выполнения программно-целевых научноисследовательских и опытно-конструкторских работ по контрактам правительственных ведомств с университетами, промышленными корпорациями, неприбыльными исследовательскими институтами; малые фирмы обслуживания программно-целевых НИОКР; мелкие творческие группы или проектные бригады, индивидуально выступающие с идеями (изобретениями) [34].

 

Источник: Анализ методов распространения новых знаний в сельском хозяйстве за рубежом: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 27-35

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА