Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса
Навигация

Календарь событий

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

QR-код сайта:

Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса

Документы

Устав института (скачать)

Приложение (скачать)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности
 

Анализ мер государственной поддержки потребительской кооперации и малых форм хозяйствования в АПК

06.06.2021

Меры государственной поддержки малых форм хозяйствования и кооперации были разработаны и внедрены в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Это способствовало увеличению численности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в различных сферах деятельности агропромышленного комплекса и стало стимулом для развития не только сельского хозяйства, но и отраслей промышленности АПК. В Госпрограмме и в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» значительное место отводится мерам поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов как одной из форм объединения и развития малого и среднего агробизнеса [21].

В 2013-2018 гг. бюджетные средства на поддержку МФХ выделялись в рамках Госпрограммы подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» по следующим направлениям:

• гранты на поддержку начинающих фермеров;

• гранты на поддержку развития семейных животноводческих ферм;

• гранты сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (с 2015 г.);

• субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, привлеченным МФХ.

Структура расходов федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий дана в табл.12.

Несмотря на то, что расходы федерального бюджета на поддержку МФХ в 2019 г. увеличились по сравнению с 2013 г. на 21%, но по годам значительно варьировали: наблюдалось как снижение, так и увеличение их объема. Существенно снижались субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам. Доля МФХ в общем объеме субсидирования краткосрочных кредитных договоров в 2018 г. составила 15%, инвестиционных - 9%, что значительно ниже плановых показателей. Такое положение сохранилось в 20192020 гг. и связано с трудностями получения льготного кредита МФХ [5].

Таблица 12

Объем и структура расходов федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования

izn-2021-06-06-01

В исследованиях [22, 23] выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются МФХ при получении льготных кредитов (рис. 3).

izn-2021-06-06-02

Рис. 3. Основные проблемы, с которыми сталкивались фермеры при получении кредитов [23]

Практика и исследования, проведенные Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) в разных регионах России, показали, что банками предъявляются чрезмерные требования к МФХ-заемщикам. Также сложно получить и другие меры поддержки - субсидии. Так, в 22 субъектах Российской Федерации региональные органы управления не отвечают на звонки желающих получить субсидии на развитие сельского хозяйства, в 29 - игнорируют запросы по электронной почте. Поэтому К(Ф)Х часто не обращаются в банки за льготными кредитами, субсидиями и дотациями [24]. На недостатки механизма распределения средств господдержки, его непрозрачность указывают сельхозтоваропроизводители в разных регионах России [25].

На грантовую поддержку К(Ф)Х и СПоК в рамках поддержки МФХ за 2013-2019 гг. было выделено 52 млрд руб., в том числе на грантовую поддержку СПоК - 7,8 млрд.

По мнению ученых и практиков, недостатком действовавшего механизма грантовой поддержки К(Ф)Х и СПоК также стали чрезмерные требования по созданию дополнительных рабочих мест. Для начинающих фермеров таким требованием являлось создание не менее одного рабочего места на каждый 1 млн гранта. Получив грант, они должны продолжать свою деятельность и сохранять созданное рабочее место не менее пяти лет. При этом на оплату труда работника, даже на минимальном уровне, за пять лет будет потрачено около 90% полученного гранта. Для победы в конкурсе на получение гранта фермеры, как правило, устанавливают оплату труда по создаваемому рабочему месту выше МРОТ, расходуя на оплату за пять лет сумму, превышающую сумму гранта. Создание нового рабочего места оправдано, если обосновано реальной потребностью и обеспечивает прирост производства. На практике начинающие фермеры за счет средств гранта приобретают технику, оборудование или сельскохозяйственных животных, рассчитывая выполнять дополнительный объем работ собственными силами или силами членов своей семьи. Требование создания дополнительного рабочего места не только существенно снижает привлекательность гранта для фермера, но и сдерживает рост производительности труда в хозяйстве [26].

Поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в форме грантов выделяется на реализацию проектов, отобранных на конкурсной основе, для софинансирования затрат кооперативов на развитие материально-технической базы. Порядок осуществления поддержки в субъекте Российской Федерации определяется его нормативно-правовым актом с учетом региональных особенностей. Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятия по предоставлению грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 623, приказом Минсельхоза России от 14 июля 2015 г. № 300 [28, 29]. Распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и методикой определения субсидий, утвержденной Правилами [30].

Организационно-экономический механизм грантовой поддержки СПоК, действовавший в 2015-2018 гг., представлен рис. 4, 5.

Требованием для СПоК было создание не менее пяти рабочих мест, также сдерживающее их распространение и развитие. Это обусловило необходимость смягчения требования.

Недостатком механизма поддержки СПоК являлось то, что гранты на развитие материально-технической базы предоставлялись не всем видам кооперативов, а лишь перерабатывающим, сбытовым и обслуживающим, а сельскохозяйственные снабженческие потребительские и кооперативы других направлений не получали господдержку, хотя потребность в них МФХ достаточно велика.

izn-2021-06-06-03

izn-2021-06-06-04

Рис. 5. Требования к участникам программы в 2015-2018 гг.

В 2019 г. в рамках майских указов Президента Российской Федерации принят и реализуется федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», главной целью которого стало создание на сельских территориях новых К(Ф)Х и постоянных рабочих мест в них. В действующем механизме господдержки МФХ в рамках федерального проекта были в значительной мере устранены недостатки, выявленные в исследованиях и на практике. Это способствовало расширению членской базы СПоК на 14 тыс. [31].

С 2020 г. Минсельхозом России скорректированы механизмы получения грантовой поддержки МФХ. Существенно смягчены условия получения грантов: если раньше фермер брал на себя обязательство создать рабочие места в год получения гранта, то с 2020 г. он сможет самостоятельно определять данный срок в течение периода использования полученных от государства средств. Для семейных ферм он составляет два года. Расширен перечень направлений по расходованию средств, увеличен максимальный размер гранта, а семейные фермы получили возможность осуществлять проекты в области растениеводства. Максимальное количество планируемого к разведению маточного поголовья овец и коз увеличится до 500 условных голов. У грантополучателей всех категорий также появилась возможность использования средств гранта на оплату части стоимости проекта, реализуемого с привлечением льготного инвестиционного кредита. Минсельхозом России совместно с кредитными организациями и отраслевыми союзами разрабатываются типовые проекты развития К(Ф)Х и кооперативов, реализация которых повысит эффективность и доходность грантополучателей. В 2020 г. на господдержку семейных животноводческих ферм направлено 4,58 млрд руб. (+2% к уровню 2018 г.) [32, 33].

В рамках проекта разработан и внедряется новый механизм грантовой поддержки «Агростартап» - безвозмездные денежные выплаты, которые облегчат «старт» уже зарегистрированному или будущему фермеру. Средства предоставляются на конкурсной основе. Претендовать на участие в конкурсе могут как главы К(Ф)Х, так и ЛПХ, которые обязуются зарегистрировать К(Ф)Х в случае победы в конкурсе. Средства гранта могут быть направлены:

• на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности К(Ф)Х с целью производства сельскохозяйственной продукции в рамках реализации проекта «Агростартап»;

• разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, объектов;

• приобретение, строительство, ремонт, модернизацию и (или) переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, а также их подключение к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;

• приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней) и птицы, рыбопосадочного материала, посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников;

• приобретение сельскохозяйственной техники;

• приобретение средств транспортных снегоходных, соответствующих коду 29.10.52.110 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), в случае если К(Ф)Х осуществляет деятельность по развитию оленеводства и (или) мараловодства в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;

• внесение не менее 25%, но не более 50% средств в неделимый фонд СПоК, членом которого является данное К(Ф)Х;

• доставку и монтаж оборудования и техники, в случае если К(Ф)Х осуществляет деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям;

• погашение основного долга по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение земельных участков, строительство и технику, но не более 20% стоимости проекта создания и (или) развития К(Ф)Х, период пользования которыми на момент подачи заявки на получение средств из бюджета субъекта Российской Федерации составляет менее двух лет [3, 34].

Максимальный размер гранта «Агростартап» - 5 млн руб. предусмотрен для К(Ф)Х, специализирующихся на производстве продукции КРС. Если средства гранта вносятся в неделимый фонд СПоК, членом которого является получатель гранта «Агростартап», - 6 млн руб. Размер гранта «Агростартап» конкретному К(Ф)Х определяется на основании решения региональной конкурсной комиссии. Средний размер гранта «Агростартап» в 2019 г. составил 2,42 млн руб.

В рамках федерального проекта предоставляются субсидии СПоК на развитие кооперативных связей между МФХ с целью снижения их издержек при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции.

Максимальный размер субсидии СПоК зависит от направления расходования средств (табл. 13).

Таблица 13

Размер субсидии СПоК в зависимости от направлений использования

izn-2021-06-06-05

izn-2021-06-06-06

Средний размер субсидии СПоК в рамках федерального проекта в 2019 г. составил 2,4 млн руб. Основными направлениями их деятельности в рамках федерального проекта являются сбор, хранение и переработка молока, мяса, овощей, плодов и ягод, а также обслуживание членов кооператива.

Одновременно в соответствии с федеральным проектом созданы и действуют в 83 субъектах Российской Федерации центры компетенций (далее - ЦК), образующие единую систему сельскохозяйственного консультирования. В рамках федерального проекта ЦК предоставляются средства на софинансирование следующих расходов, связанных с осуществлением текущей деятельности:

• приобретение информационно-аналитических материалов для осуществления функций ЦК;

• проведение семинаров, совещаний, круглых столов, в том числе выездных;

• выпуск печатных периодических и методических материалов, включая оплату услуг по их печати и размножению;

• оплата труда сотрудников ЦК (не более 50% размера);

• затраты на привлечение сторонних организаций для организации предоставления информационно-консультационных услуг (не более 20% общего объема).

В 2019 г. ЦК проведены около 1429 мероприятий и оказано 89 450 услуг, направленных на информационно-консультационное сопровождение деятельности МФХ и популяризацию предпринимательства в сфере АПК и сельскохозяйственной кооперации [3].

В реализации федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в 2019 г. участвовало 83 субъекта Российской Федерации. На поддержку К(Ф)Х в рамках федерального проекта в 2019 г. было направлено из бюджетов субъектов Российской Федерации 595,6 млн руб.

За счет получателей, направляющих часть средств в неделимый фонд СПоК, членами которых являются грантополучатели, в десяти субъектах Российской Федерации средний размер гранта «Агростартап» (наименьший размер) превысил 3 млн руб. В шести регионах размер такого гранта был 0,65-1,7 млн (табл. 14 ).

Таблица 14

Субъекты Российской Федерации с наибольшим и наименьшим значением среднего размера гранта «Агростартап» в 2019 г.

izn-2021-06-06-07

Максимальные и минимальные размеры субсидий в регионах представлены в табл. 15.

Таблица 15

Субъекты Российской Федерации с наибольшим и наименьшим значением среднего размера субсидиив 2019 г.

 izn-2021-06-06-08

Расходы федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в 2019 г. составили 5,35 млрд руб.

В рекомендациях по подготовке программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в субъектах Российской Федерации были обобщены лучшие региональные практики и передовой опыт поддержки кооперации в Липецкой и Тюменской областях, а также Республики Саха (Якутия) [35, 36, 37].

Анализ комплекса мер, предусмотренный программами отдельных регионов, показывает, что потенциально наиболее востребованные меры поддержки СПоК, такие как субсидирование затрат, связанных со снабжением членов кооператива ресурсами и закупкой у них продукции, запланировано только в 25% субъектов. Налоговые льготы для кооперативов планируют 17% субъектов, создание на базе кооперативов оптово-распределительных центров - 10% субъектов. Преобладают в основном меры организационного характера, которые не всегда могут повлиять на создание и развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В отношении целесообразности организации и деятельности ЦК есть мнение, что консультационную помощь, услуги в оформлении документов, подготовке бизнес-планов для заявки на грант кооперативы и фермеры при желании могли получить и до создания ЦК, а деятельность АО «Корпорация «МСП» в работе с ЦК направлена в большей степени на привлечение субъектов МФХ к регистрации на портале бизнес-навигатора МСП с целью продвижения кредитных и лизинговых продуктов для фермерских хозяйств и кооперативов [26]. Однако, как показал опыт первого года реализации проекта, принятие региональных программ развития кооперации, создание ЦК являются положительными факторами. Вместе с тем региональный опыт и практика свидетельствуют о необходимости совершенствования механизма создания экономических стимулов для привлечения К(Ф)Х, малых и средних сельскохозяйственных организаций в кооперативы. ТОП-10 регионов, которым оказывается всесторонняя поддержка кооперации, представлен в табл.16.

Таблица 16

Рейтинг регионов по количеству действовавших и созданных кооперативов, 2019-2020 гг.

izn-2021-06-06-09

Лидиром является Липецкая область, в которой более 900 действующих кооперативов, объединяющих 129 тыс. ЛПХ (69% общей численности). Регион является общероссийской площадкой по обмену опытом развития кооперации на селе, достичь высоких результатов в развитии которой позволил комплексный подход в оказании мер поддержки, включающий в себя финансовые и нефинансовые инструменты. В регионе разработана и внедрена эффективная трехуровневая система управления - поселение-район-область. На уровне поселений определены ответственные координаторы, в районах действуют координационные центры, в области каждое направление курируют органы исполнительной власти региона [38].

Финансовую и консультационную помощь кооперативам оказывают созданные в области институты развития: Фонд поддержки кооперативов, Центр развития кооперативов, Ревизионный союз «Липецкий» и областной Союз кооперативов. Под началом Некоммерческой микрокредитной компании (НМКК) функционируют Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Фонд развития кооперативов, Фонд микрофинансирования и Фонд инвестиционных вложений [30, 39].

В 2009-2018 гг. на капитализацию фондов из федерального и областного бюджетов привлечено 726,5 млн руб. При НМКК также сформирован Гарантийный фонд. Поддержка различных видов кооперативов на всех этапах - от регистрации предприятия до организации сбыта продукции предусмотрена областной государственной программой «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области». Кооперативы могут воспользоваться одновременно всеми видами господдержки. В 2014-2018 гг. на финансирование СПоК направлено более 655 млн руб. Кооперативам предоставляются кредиты по льготной ставке - 5% годовых на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственных животных, горюче-смазочных материалов, удобрений. Меры поддержки позволили создать материально-техническую базу СПоК. Активно развиваются сельскохозяйственные снабженческо-сбытовые кооперативы. За 2014-2018 гг. их количество выросло в 1,7 раза - до 566. В 2018 г. кооперативами закуплено в ЛПХ сельхозпродукции на 7,1 млрд руб. (133% к уровню 2016 г.) и произведено пищевой продукции на 5,5 млрд руб. (112% к уровню 2016 г).

В регионе развиваются новые направления сельской кооперации в сфере ЖКХ, туризма. Растет заинтересованность молодежи: в Ча- плыгинском районе функционирует 59 молодежных кооперативов. Центром развития кооперативов совместно Минсельхозом России реализован новый проект - профессиональная ориентация сельской молодежи.

Проблема сбыта производимой продукции решается органами власти и СПоК путем создания сельскохозяйственных кооперативных рынков и усовершенствованием практики взаимодействия с сетевыми компаниями розничной торговли. Кооперативам предоставлен доступ на действующие розничные рынки и сельскохозяйственные ярмарки. Ежегодно проводится около 200 областных и почти 4500 муниципальных ярмарок. Используется розничная сеть малых форматов - магазинов шаговой доступности. Все это обеспечивает устойчивое развитие МФХ и сельских поселений [39].

Исследования и практика показывают, что кооперация является результатом поддержки развития МФХ и сельских территорий. Примером тому служит многолетний опыт Белгородской области по комплексной поддержке МФХ и развитию сельских поселений.

Реализация программы «Семейные фермы Белогорья» позволила создать базу для развития кооперации. По состоянию на 1 января 2020 г. на территории области было зарегистрировано 182 сельскохозяйственных кооператива, их членами являются 8 035 хозяйств, в том числе 13 производственных, объединяющих 2 986 членов, в которых создано 2 734 рабочих места; 169 потребительских (объединяют 5 049 хозяйств - 485 рабочих мест). Поэтапная реализация программы и меры поддержки представлены рис. 6.

Несмотря на то, что в аграрном секторе области функционируют крупнейшие в стране агрохолдинги, МФХ в 2018 г. произведены крупные объемы разнообразной, востребованной населением сельскохозяйственной продукции (табл. 17).

izn-2021-06-06-10

Рис. 6. Этапы и результаты реализации программы «Семейные фермы Белогорья»[ 40]

Таблица 17

Объемы производства сельскохозяйственной продукции, произведенной МФХ Белгородской области в 2018 г., т

 izn-2021-06-06-11

В регионе действует трехуровневая система управления: поселение-муниципалитет-область. Развитие МФХ осуществляется по кластерному принципу с учетом их специализации (табл. 18).

Таблица 18

Структура и специализация хозяйств малых форм, входящих в кластеры Белгородской области

izn-2021-06-06-12

Поддержка МФХ позволила снизить напряженность на рынке труда, поддержать производство продукции, пользующейся спросом у населения.

С 2007 г. в области выстроена система административно-финансовой поддержки фермерских и кооперативных хозяйств. С 2015 г. осуществляется поддержка формирования материально-технической базы кооперативов, позволившая выйти на устойчивый сбыт продукции МФХ через торговые площадки, в том числе сетевую торговлю. Интерес к кооперативным отношениям проявили сельские предприниматели, экономически активные ЛПХ - семейные фермы.

Программа «Семейные фермы Белогорья» позволила создать класс устойчиво развивающихся сельских предпринимателей. В 20072009 гг. благодаря успешной реализации ряда проектов в программу включились более 20 тыс. человек, поддержку получили 6 тыс., было сформировано 2076 хозяйств. К концу 2020 г. в программу «Семейные фермы Белогорья» планируется вовлечь до 57 тыс. человек.

Кроме реализации масштабных проектов «Семейные фермы Белогорья», была определена и закреплена отраслевая специализация районов с учетом их традиционных видов сельскохозяйственного производства, наличия трудовых ресурсов, перерабатывающих предприятий, инфраструктуры, емкости рынка по конкретной продукции (рис. 7), утвержден План развития кооперативов до 2020 г.

izn-2021-06-06-13

Рис. 7. Направления специализации аграрного сектора в районах Белгородской области

Источник: [40].

В районах разработаны проекты по развитию кооперации. Кураторами и ответственными за их реализацию выступают главы районов. Кооперативам оказывается всесторонняя поддержка: предоставляются гранты, земельные ресурсы, содействие в участии в инвестиционных программах. Институты развития помогают в получении льготных кредитов: Корпорация МСП предоставляет кооперативным организациям гарантии при получении кредита, банки - льготные кредиты под 5%.

Работа Центра компетенций АПК Белгородской области строится по следующим направлениям: кооперация и поддержка фермеров, внедрение принципов бережливого управления и органического производства.

Центр ведет свою работу в трех секторах: консалтинговый, образовательный и информационно-торговый.

Консалтинговая деятельность Центра ориентирована на групповые и индивидуальные консультации для малых форм хозяйствования по широкому спектру вопросов: подготовка документации, необходимой для регистрации и постановки на учет в налоговых органах; разработка бизнес-планов; разработка, издание и распространение методических рекомендаций по вопросам деятельности сельскохозяйственных кооперативов, проведение маркетинговых и аналитических исследований в сфере АПК; организация конференций и круглых столов по развитию кооперации в Белгородской области. Образовательный центр реализует программы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) для развития ключевых направлений АПК, проводит обучающие семинары по основам ведения предпринимательской деятельности.

В рамках проектной деятельности по внедрению принципов бережливого управления Центр компетенций разработал методические материалы по организации предприятия с помощью Лин-технологий, а также обеспечил поддержку внедрения принципов бережливого производства и управления в деятельности 20 предприятий области. ЦК разработаны инновационные методики обучения руководителей и работников МФХ.

Особое внимание ЦК уделяет развитию органического производства в МФХ. В мае 2019 г. в Росстандарте зарегистрирована система добровольной сертификации органического производства «Белорга- ник» (рис. 8)

izn-2021-06-06-14

Рис. 8. Схема производства органической пищевой продукции Источник: [41].

Курирующим органом реализации региональной программы развития потребительской кооперации является Департамент АПК и воспроизводства окружающей среды Белгородской области [41].

Источник: Государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации малых форм хозяйствования: аналит. обзор. – М.:ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 27-45

 
Информация 



Мы находимся здесь:

424005, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул. Медицинская, д. 17

Наши телефоны:

+7 (8362) 22-34-26 (приемная)
+7 (8362) 46-34-94 (бухгалтерия)

Наш email:
maragrokadr@mail.ru



ФГБОУ ДПО МИПКА


Лицензия МОиН РМЭ
№ 531 от "30" сентября 2015 г.


Яндекс.Метрика


©2016 ФГБОУ ДПО МИПКА