Версия для печати

Информационно-консультационные службы за рубежом

23.06.2021

Передовой зарубежный опыт сельскохозяйственного производства свидетельствует о том, что перевод хозяйствующих субъектов села на инновационный путь развития во многом связан с новыми формами, способами и механизмами обоснования приоритетных направлений повышения эффективности информационно-консультационного обеспечения. Среди этих направлений - распространение информации о современных знаниях и достижениях научно-технического прогресса в АПК; формирование, развитие и актуализация информационных ресурсов, востребованных сельхозтоваропроизводителями [9, 25, 71, 75].

Развитые страны, ориентирующиеся на инновационную модель развития аграрного сектора, ведут активный поиск путей накопления научных знаний, организации аграрной науки и использования её результатов в целях наращивания конкурентоспособности и эффективности развития данного сектора экономики. Положение стран в мировом научно-технологическом пространстве можно охарактеризовать на основе показателей наукоемкости и наукоотдачи национальных экономик, отражающих основные расходы на научные исследования и разработки, их влияние на конкурентоспособность экономики [11, 72, 73].

Поэтому поиск необходимой информации, своевременное ее предоставление потребителю в наиболее востребованной форме являются первоочередными задачами системы сельскохозяйственного консультирования, которые должны решаться с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, других способов доведения информации до потребителя.

Основной целью информационно-консультационных служб является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научнотехнического прогресса, передового опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации [12, 74].

Специфика аграрного сектора требует внедрения определенных навыков, чтобы содействовать эффективной практике распространения знаний и инноваций в сельском хозяйстве [11]. Хотя многие сельхозпроизводители семян, машин, химических, ветеринарных лекарственных средств и др. поставляют для фермеров свою инновационную продукцию, государство всегда поддерживало и поддерживает кооперативную систему внедрения в сельском хозяйстве (Extension Service, США) или консультативные службы (европейские страны) для распространения новых знаний и передового опыта ведения сельского хозяйства.

Знание особенностей агропромышленного производства, разнообразие инновационных возможностей и владение способами консультационной деятельности предполагают использование различных методов и форм передачи знаний, оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям в процессе освоения ими инноваций [11, 75].

Специалисты-консультанты. Эта группа является связующим звеном между исследователями и производственниками, отличается особенным разнообразием информационных потребностей. Специалистов-консультантов интересуют материалы по прикладным проблемам, инженерным разработкам, лицензиям и патентам. Помимо научно-технической литературы, в поле их внимания находятся документы, подготовленные консультативными службами, фермерскими кооперативами. Кроме того, они имеют постоянный контакт с исследователями.

Особый интерес для этой группы представляют базы данных информационных систем и служб, где хранятся общие сведения по науке и технике, директивные материалы, а также предметноориентированная информация, содержащая данные научных отчетов, обзоров, статистических справок, прогнозов.

По роду своей деятельности эти пользователи связаны с генеральными консультантами, которым они предоставляют данные, почерпнутые из практики фермерских хозяйств, в частности результаты полевых испытаний.

Генеральные консультанты. Осуществляют постоянную связь с фермерскими хозяйствами и имеют тесный контакт со специалистами-консультантами. Им требуются сведения из фермерских публикаций, данные по торговле, обзоры, материалы других консультантов. Особенно ценны для них данные о практических результатах, полученных на отдельных фермах и в аграрном секторе в целом, а также справки по химикатам, информация о болезнях растений и животных, кормовых рационах скота.

В США функционируют порядка 2900 центров распространения агрознаний (extension service), 91 опытная станция для тестирования технологий и 10 научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного профиля [76]. В 2018 г. одним лишь подразделением экстеншн-сервиса факультета сельского хозяйства университета штата Арканзас было проведено 3,3 тыс. выставочных демонстраций, а из 43 тыс. фермеров штата к консультантам обратились 21,6 тыс. человек, т.е. клиентом службы является почти каждый второй сельхозтоваропроизводитель [77].

В министерстве сельского хозяйства США действует также специальная система NARS, ориентированная на нужды службы пропаганды и внедрения.

В большинстве стран Евросоюза услуги по сельскохозяйственному консультированию оказывают преимущественно коммерческие организации, но гибкая политика бюджетного софинансирования консалтинговых услуг снимает часть нагрузки с фермерских хозяйств.

В Германии субсидирование государством договоров на оплату коммерческих услуг в сфере консалтинга составляет 60%, а удельный вес расходов фермеров не превышает 0,81% общего объема прибыли.

В Бельгии, Италии, Литве и Венгрии государство компенсирует порядка 80% расходов сельхозтоваропроизводителей на услуги ИКС, а собственные расходы потребителей составляют 0,8-2,19% суммы годового дохода [78]. Более того, анализ и сопоставление результатов исследовательских проектов «Evaluationof the Implementation of the Farm Advisory System» и «Prospects for Farmers’ Support: Advisory Services in European AKIS» [79], опубликованных Европейской комиссией, показывают, что в странах ЕС в последние годы все более востребованными являются услуги, связанные с поиском дополнительных источников повышения результативности производства за счет применения ресурсосберегающих технологий - это возобновляемые источники энергии (40,1% запросов), экология и охрана окружающей среды (33,1%), диверсификация производства (27,8%) [80].

В Великобритании консультативная служба ADAS имеет свою программу в системе Prestek. Во многих странах эксперты-консультанты проводят анализ и дают критическую оценку первичным материалам. На этой основе они подготавливают информацию для других групп потребителей.

 

Источник: Анализ методов распространения новых знаний в сельском хозяйстве за рубежом: аналит. обзор. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. – страница 58-61